Формы заикания и их характерные особенности таблица

Синонимы: логоневроз (от др.-греч. λόγος «слово», «понятие», «учение»; νεῦρον «нерв», -ωσις  — суффикс, обозначающий «ненормальное состояние»), лалоневроз (от др.-греч. λαλιά «речь»; νεῦρον + -ωσις ), логоклония (от др.-греч. λόγος «слово» и κλών, род. п. κλωνός «беспорядочное движение»), баттаризм (от имени царя Батта), бальбуцио (от лат. balbuties «заикаться», «запинаться», «говорить невразумительно»), англ. stuttering [ˈstʌtəɹɪŋ] [1][2].

Похожие работы

  • статья Понятие об этиологии и патогенезе Общая этиология
  • статья Экстремальные состояния Общая характеристика экстремальных состояний: определение понятия, виды, общие этиология и патогенез
  • учебное пособие Этиология и патогенез дизонтогении
  • учебное пособие Этиология и патогенез детского аутизма
  • статья Глава I. Марксизм и психологическая наука 1. Об общих основаниях марксистской психологии
  • статья 1. Особен. Развития двиг. Анализатора в фило и онтогенезе
  • статья Тема 2 этиология (исправлен)
  • статья 1. Роль глубинных структур мозга и лимбико-ретикулярного комплекса в
  • статья Травмы и заболевания органов шеи
  • статья Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих
  • статья 3. Виды нарушений и варианты псих дизонтогенеза (Лебединский):
  • статья психология как междисциплинарная область знаний Соотношение понятий клиническая психология и медицинская психология
  • Тема: Симптоматика и классификация заикания.

Общая характеристика заикания

Понятие

Заикание — дефект речи, выражающийся в нарушениях его темпо-ритмической организации (повторение или продление звуков при произношении). Второе устоявшееся профессиональное понятие – логоневроз.

Формы проявления заикания:

  1. Многократное, вместо однократного, произношение слогов, звуков, слов, фраз.
  2. Удлинение произношения.
  3. Нерешительное, замедленное произношение.
  4. Остановки при произношении.

Логоневроз может носить временный, эпизодический или хронический характер. Для этого недуга характерны периоды ремиссии (временное исчезновение проблем речи). Заболевание имеет обратимый характер, т. е. его можно излечить полностью, без остаточных проявлений.

Формально выделяют три основных вида логоневроза в зависимости от характера проявления:

  1. Клоническое заикание — непроизвольное повторение нескольких звуков и слов в результате кратковременных, повторяющихся судорог.
  2. Заикание тонического типа — задержка речи или растягивание некоторых звуков при произношении в результате сильного и длительного сокращения мышц.
  3. Смешанный (тоно-клонический) тип — сочетание различных форм сокращения мышц, которое проявляется в одновременном повторении и задержках речи.

Причины

Основной причиной развития недуга считается нарушение мышечных сокращений участков аппарата, отвечающего за произношение. Процессы могут развиваться в результате двигательных и звукообразующих нарушений, которые сопровождаются сбоями в функциях головного мозга патологического или близкого к нему характера (неврозоподобная форма).

Сильные мышечные нарушения могут быть спровоцированы стрессовыми ситуациями без функциональных изменений в работе головного мозга (невротическая форма).

Общая характеристика заикания

Клонический или тонический логоневроз является проявлением одной из форм нарушений. Этот вид заикания не имеет специфических причин возникновения, но может отличаться механизмами протекания, которые зависят от степени воздействия причин, особенностей организма пациента.

Причины развития заикания:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне.
  2. Неврологические факторы — заболевания и нарушения в работе центральной нервной системы.
  3. Сильное переживание — испуг, стресс.
  4. Опережающее развитие речи с накоплением словарного запаса, которое не может «переварить» организм физиологически: мышцы, речевой аппарат, нервная система мозг ещё не предусматривают таких высоких нагрузок.
  5. Отставание в развитии с психоречевой точки зрения: недостаточный словарный запас, нарушения в формировании представлений об окружающем мире, получении знаний.
  6. Патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и общесемейной функциональной составляющей.
  7. Подражание заикающимся родителям.
  8. Перенесённое заболевание в результате поражения инфекцией.
Читайте также:  Можно ли восстановить здоровое дыхание с помощью пластики?

Симптомы

Основной симптом тонического заикания — остановка при произношении.

Симптомы логоневроза:

  1. Кратковременные остановки при произношении.
  2. Неоднократное произношение (вместо однократного) отдельных звуков, слогов, целых фраз (ма-ма-ма-машина, по-по-пошли, пе-рер-ыв и т. д.).
  3. Неестественное растягивание звуков.

Второстепенными симптомами логоневроза любых типов являются следующие проявления:

  • напряжение;
  • тревога;
  • страх перед речью (крайние проявления — социофобия, социальная самоизоляция);
  • неестественные движения, гримасы лица, тики (попытка преодолеть трудности произношения звуков).

Формы заикания: невротическая и неврозоподобная

Современные врачи выделяют невротическую и неврозоподобную форму заикания. Разделить их удалось после многочисленных наблюдений и экспериментов. Каждая из этих форм имеет свои механизмы возникновения, проявления и методы лечения.

Особенности невротической формы заикания

Как правило, невротическая форма заикания является следствием психической травмы, испуга, и начинает остро проявлять себя у детей в возрасте 2-4 лет.

У пациентов не отмечается патологий внутриутробного развития или осложнений во время родов.

Формы заикания: невротическая и неврозоподобная

Речевое развитие обычно раннее, дети начинают произносить первые слова к 10 месяцам, а к 16-18 месяцам у них уже формируется фразовая речь. За 2-3 месяца такие дети осваивают развернутые фразы, сложные грамматические конструкции, быстро пополняют словарный запас.

Часто у них можно встретить быстрый темп речи, ребенок будто захлебывается словами, глотает окончания и пропускает слоги.

Заикание возникает после какой-либо психической травмы, часто это испуг. Также спровоцировать его может раннее обучение второму языку или иные сильные учебные нагрузки. Дети становятся нервными, раздражительными, плохо спят.

Часто заикание проявляется только в определенных ситуациях, например, при публичных выступлениях. Однако со временем характер заикания может стать постоянным. Постепенно на фоне неудач в речи у детей развивается логоневроз.

Эта форма заикания обусловлена генетической предрасположенностью, а также осложнениями во время беременности и родов, угрозами выкидыша, асфиксией.

Как правило, неврозоподобное заикание проявляется у детей в возрасте 3-4 лет без видимых внешних причин.

Дети этой группы в первые годы жизни беспокойны, капризны, невнимательны, быстро устают. У них часто отмечается задержка речевого развития, первые слова такие дети начинают произносить к 1,5 годам. Фразовая речь развивается только к 3 годам, этот момент обычно и совпадает с началом проявления неврозоподобного заикания.

Характерная особенность этой формы — постоянство в проявлениях заикания вне зависимости от ситуации. Речевые нарушения часто сопровождаются нарушениями также и в координации, моторике, мимике, артикуляции.

Подходы при лечении разных форм заикания

В этой статье мы рассмотрели особенности двух форм заикания. При обеих формах заикания требуется комплексная терапия. Она включает в себя логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги, посещение музыкальных занятий и курсов ораторского мастерства. Однако акценты лечения при невротической и неврозоподобной формах будут расставлены по-разному.

Формы заикания: невротическая и неврозоподобная

При неврозоподобной форме заикания акцент будет сделан на устранение или ослабление физиологических нарушений: речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Невротическое заикание требует упора на психологической работе по устранению страха речи.

Лечению всегда должно предшествовать тщательное исследование, чтобы установить, какой именно формой заикания страдает пациент. Ставить диагноз и подбирать тактику лечения может только грамотный специалист с медицинским образованием.

Читайте также:  Как сделать леденцы от кашля с шалфеем в домашних условиях

Может быть полезно

Заикание может заявить о себе в любом возрасте. Но чаще всего первые признаки заикания у ребенка начинают проявляться уже в промежутке с 2 до 4 лет. И чем раньше родители обратят на них внимание и отправятся к специалисту, тем больше шансов получить быстрый и, самое главное, устойчивый результат. Только профессионал знает, как вылечить заикание у ребенка и понять, в чем его причины.

Любящим родителям важно, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нормально общался со сверстниками, чувствовал себя комфортно в детском саду и затем в школе. Нарушение речи, в частности заикание, может сильно помешать в этом и доставить немало проблем и ребенку и родителям.

Сравнительная характеристика различных форм заикания

Показатели Невротическое Неврозоподобное Смешанное
Речевая активность Резко снижена Обычно повышена Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
Локализация судорог Преобладают дыхательно-вокальные Преобладают в артикуляционном аппарате Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи Различный Тахилалия Тахилалия
Звукопроизношение Без особенностей Часто дислалия, реже дизартрия Различное
Выразительность речи Различная Речь невыразительная, монотонная, глуховатая Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Психомоторика (включая логомоторику) Без выраженных особенностей Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений Различная
Раздувание крыльев носа во время речи Типично Непостоянно Непостоянно
Сопутствующие движения Часты. Характер их изменчив Очень часты. Стереотипны Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках Выражена Слабее, чем при невротическом заикании Более или менее выражена
Течение заикания Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений Обычно высокая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна
Психотравмирующая ситуация Резко ухудшает речь Обычно влияет мало Ухудшает речь
Логофобия Характерна Не характерна Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто
Психомоторное развитие Различное, порой ускоренное С задержкой С задержкой
Развитие навыков самообслуживания Без заметных отклонений С задержкой С задержкой
Леворукость Как в популяции Часта Часта
Речевая патология у близких родственников Редка Часта Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте В период становления речи Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
Акцентуации личности Характерны Не характерны Могут иметь место
Интеллект Не страдает Может быть снижен Может быть снижен
Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто

Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми

Дидактические основы детской логопедии. Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения (дидактики) объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства.

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности/ наглядности, прочности и др. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и организационные формы.

Многообразие существующих в настоящее время методик логопедической работы в зависимости от формы речевого нарушения, от разного возраста детей, от условий логопедической работы подчеркивает необходимость разработки основополагающей теории их коррекционного обучения. Взаимообогащающая связь общей теории обучения и частных логопедических методик безусловна. Они строятся с использованием общих положений дидактики, а общая теория обучения использует результаты частных методик как материал для обобщения.

Читайте также:  124. Дисгинезия гонад. Разновидности. Клиника, диагностика, терапия.

Таким образом, основные дидактические закономерности и принципы, преломленные по отношению к детям с нарушенной речевой деятельностью, являются основополагающими. Знание этих основ предопределяет успешность (и в целом и в частностях) коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми.

Индивидуальный подход к заикающимся детям. Групповые, коллективные логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой.

Занятия с коллективом создают условия для активной работы всех детей. Требование индивидуального подхода не означает противопоставления личности коллективу. Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно организовать коллективную работу.

Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы, в выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и формы работы. Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда в одном случае ориентации на «Программу воспитания и обучения в детском саду» и игровую деятельность; в другом — на школьную программу и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности (Приложение 2).

Комплектование логопедических групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необходимость пользования своеобразных методик логопедической работы, изменения интенсивности отдельных компонентов лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания в целом.

у дошкольников, например, основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

В реализации принципа индивидуального подхода в логопедической работе с заикающимися имеет большое значение первичное и динамическое (в процессе занятий) изучение ребенка. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения. Они позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозировать эффективность логопедической работы с ним.

По степени логофобии

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

Медик онлайн - медицинский интернет журнал