Как восстановить глотательный рефлекс у новорожденного

Существуют основные врожденные рефлексы, которые проявляются у младенца и свидетельствуют о нормальности его развития. Таких безусловных рефлексов у новорожденного выделяют более семидесяти и все они призваны обеспечить адаптацию ребенка к условиям существования.

Основные особенности проявления рефлекса Моро у новорожденных малышей

Рефлекс Моро свойственен совсем маленьким детям, только-только появившимся на свет. Насколько месяцев спустя он исчезает.

Впервые рефлекс Моро был описан после Первой Мировой войны. Открыл его видный немецкий педиатр, доктор Специалист вызывал рефлекс при помощи громкого, неожиданного удара по поверхности неподалеку от головы новорожденного.

Общая информация

Очень часто рефлекс Моро обозначается как реакция испуга. Заключается этот рефлекс в том, что ребенок, реагируя на удар, симметрично отводит руки. Пальцы при этом разгибаются. Затем верхние конечности приводятся, а пальцы сгибаются. Нередко такая реакция на раздражитель сопровождается испуганным криком малыша.

В норме эта реакция наблюдается в первые три-шесть месяцев жизни новорожденного.

Ненормальным считается, если этот рефлекс отсутствует. В этом случае можно диагностировать генерализован-е угнетение ЦНС или ПНС.

Норма

Этому рефлексу сопутствуют следующие реакции:

  1. Усиленное биение сердечка.
  2. Вырабатывание адреналина.
  3. Учащен-е дыхание.
  4. Сильный плач.

Не следует купировать проявление этого процесса. На фоне проявления безусловных реакций появившиеся на свет дети готовятся к нормальной, полноценной жизни. Ответить на вопрос, «когда проходит рефлекс Моро» легко. Если новорожденный здоров, то реакция присутствует в первые четыре-пять месяцев жизни. В конце пятого месяцы обычно наблюдаются только некоторые компоненты этого рефлекса.

Патология

В том случае, когда процесс проявляется асимметрично, можно диагностировать ту или иную форму ДЦП.

Если реакция имеется у детей старше полугодовалого возраста, то имеет смысл говорить о поражении коры ГМ.

Как вызывается реакция

Вызывается рефлекс следующим образом:

  • нужно громко и резко хлопнуть ладонью по поверхности (примерно в двадцати сантиметрах от головы ребенка);
  • опустить малыша вниз, а затем снова вернуть в исходное положение;
  • поднять таз ребенка за выпрямленные нижние конечности.

Реакция образуется двухфазийно. Так, сперва испытуемый младенец слегка отклоняется назад. Затем он распрямляет плечики, разводит в стороны верхние и нижние конечности, растопыривая при этом пальцы.

Затем ребенок возвращается в исходную позицию, словно сжимаясь и пытаясь вернуться в привычное ему «эмбрионное» состояние.

Можно быть спокойным

В целом молодым родителям волноваться не стоит, поскольку этот рефлекс является абсолютно нормальной реакцией живого существа на раздражитель.

Конечно, важно не впасть в иную крайность, которая свойственна многим мамам и папам, умиляющимся поведению своего ребенка. Так, новоиспеченные родители зачастую забавляются с ребенком, при помощи хлопков по поверхности заставляя его вскидывать руки.

Этого не стоит делать хотя бы потому, что рефлекс вызывается сильным эмоциональным потрясением. Проще говоря, страхом.

Специалисты, изучающие эту реакцию, предполагает, что новорожденный ощущает падение и, пытаясь спастись, рефлекторно цепляется за маму.

Особенности развития

Если новорожденный здоров, то уровень развития важнейших рефлексов, «запрограммированных» при рождении, можно уточнить только с учетом следующих моментов:

  1. Ребенок должен быть сыт.
  2. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим (если он нездоров, то лучше отложить тестирование до того дня, когда он полностью поправится).
  3. Тестировать ребенка лучше всего в первой половине дня, желательно через пару часов после кормления.
  4. Проверка должна проводится достаточно динамично.
  5. Тестирование должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей неврн-й деятельности.

При оценке результата важно учитывать, как выражается реакция. Рефлекс может выражаться нормально, очень ярко или совсем слабо. В некоторых случаях реакция полностью отсутствует, что является признаком патологического состояния и требует немедленного обращения к доктору.

Если рефлекс выражается нормально, то можно говорить о хорошей адаптации новорожденного к условиям окружающей его среды.

Иногда образуется спонтанный рефлекс Моро — это когда малыш откидывает верхние конечности даже при отсутствии внешнего раздражителя. В этом случае нужно также обратиться за помощью к высококвалифицированному специалисту, поскольку подобная реакция может свидетельствовать о наличии у малыша внутричерепного давления.

Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов.

Ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныши подавляющего большинства животных. На большую часть внешних воздействий новорожденный отвечает беспорядочными движениями ручек и ножек. Однако отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка.

Основная особенность психологии новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребности в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие.

Потребность в получении впечатлений связана в своих истоках с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный аппарат и слуховой аппарат новорожденного вступают в строй с первого дня их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся в близком пространстве, слуховые реакции — только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек и головы, прекращение плача — происходит зрительное и слуховое сосредоточение.

Примеры. Ира 3. (месяц и три дня) находилась в состоянии эмоционально-отрицательного возбуждения, но возникновение зрительного сосредоточения на игрушке вызвало его торможение, которое продолжалось в течение всего времени (1 мин 44 сек), пока Ира прослеживала взором за медленно передвигаемой из стороны в сторону игрушкой.

Плачущего Васю К. (месяц и 24 дня) пытались успокоить, показывая ему шарик. Вася следил за шариком в течение 1 мин 15 сек, но кричать не переставал. Когда же показали волчок, то уже через 10 сек крик прекратился, и в течение 6 мин 35 сек, пока имела место реакция прослеживания, крик не возобновлялся. (Из наблюдений М. Ю. Кистяковской.)

Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения.

Развитие работы зрительного и слухового аппарата, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет ¼ часть веса мозга взрослого человека. Хотя количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, сами эти клетки недостаточно развиты. Несмотря на это, уже в период новорожденное (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Оно служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга — кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.

Но было бы неверно думать, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органов чувств новорожденного. Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно само созревание мозга. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется. Напротив, если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, и — что еще важнее — организатором таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем самым активизируя его ориентировочные реакции.

Реакции младенцев

У новорожденных рефлексы возникают такие:

Читайте также:  Симптомы боковой кисты шеи (жаберной кисты) и ее лечение

1. Рефлекс Моро. По-другому реакция называется рефлексом испуга. Если очень оперативно устранить руку, поддерживающую малыша, то малыш моментально попытается уцепиться за что-либо. При этом лицо будет испуганным и все закончится криком. Непроизвольное хватательное движение – это реакция защиты. Такой рефлекс наиболее ярко выражен в первый месяц его жизни. Постепенно пропадает к 5 месяцу жизни.

2. Рефлексы поддержания верного положения. Эти реакции помогают малышу удерживать туловище, руки, ноги, голову. Если положить малыша на животик, то он будет пытаться приподнять голову. Для доступа воздуха ребенок будет поворачивать голову в сторону.

3. Рефлекс кляпа. В момент, когда ребенок учится глотать и сосать, он выталкивает из полости рта посторонние предметы. При воздействии на заднюю часть глотки, язык будет производить выталкивающие действия. Такая реакция остается у человека на всю жизнь. Но язык будет задействован только в первые полгода жизни.

Рефлексы новорожденных

В наше время многие дети уже с рождения получают какие-то болезни. Это возникает по разным причинам. Трудно сразу их перечислить. Тем не менее, можно сделать диагностику какой-то части болезней, когда ребенок еще не родился. В основном диагностирование производится отслеживанием условного рефлекса.

Как проверить?

С помощью особых рефлексов определяют, как развивается ребенок. Некоторых родителей начинает пугать, когда малыш начинает вздрагивать, раскидывать конечностями (см. на видео). Но этого бояться не нужно, так как все это считается нормальным. Родителям кажется, что ребенок неправильно развивается, обладает разными пороками, слабоумием. Но на самом деле все не так.

Если знать, что означают рефлексы и проявления их, то можно определить, как должен нормально развиваться любой ребенок. Об одном из таких рефлексов мы сейчас говорим.

Используя рефлекс, можно узнать, как будет реагировать малыш на разные ситуации.

Это делают так:

  1. Уложенному на спину ребенку делают резкое выпрямление ножек.
  2. Производят резкое опускание ребенка и резкое поднятие.
  3. Производят резкое постукивание по поверхности, на которой лежит малыш.
Читайте также:  Что такое холестеатома уха и как ее лечить?

На все эти действия ребенок должен реагировать. Это проявляется в откидывании назад, разведении рук, плеч, открывании кулачков. Это должно произойти за секунду, затем все проходит.

Отслеживание рефлекса у грудных детей

Четкое отслеживание данного рефлекса происходит во время сна ребенка созданием резкого шума. По утверждению специалистов, ребенок получает в этом состоянии легкий испуг. Малютка не любит такое состояние и начинает плакать.

У детей должен быть врожденный рефлекс. Если отсутствует рефлекс Моро у новорожденных, можно думать о наличии серьезных причин у детей. Возможно:

  • мозговая оболочка получила кровоизлияние;
  • имеется церебральный паралич;
  • отек мозг или имеет место наличие других неприятных заболеваний.

Если отсутствует реакция у новорожденного, значит, у него произошла внутричерепная травма. При спонтанном появлении рефлекса, можно считать, что ребенок развивается нормально.

Если ребенок нормально развивается, происходит потеря данного рефлекса у детей четырехмесячного возраста. Появляется лишь частичный рефлексный компонент.

Потеря рефлекса Бабкина у детей происходит, когда нарушено мозговое кровообращение (видео). В данном виде рефлекса происходит открывание рта при одновременном нажатии по обеим ладошкам.

Некоторым родителям подобная процедура у детей покажется ужасной. Но бояться не нужно. У здорового ребенка от секундного испуга не появятся никакие патологические изменения. К тому же страх будет всего лишь секундным.

А вот в случае, когда рефлекс Робинсона или Бабкина отсутствует, то трудно узнать о наличии многочисленных и серьезных болезнях.

Панику нужно отбросить в любом случае. Секундный страх не оставит никакой отпечаток на здоровье детей, поэтому можно спокойно выявлять рефлекс Бабкина или Робинсона. Новорожденный часто делает крепкие хватательные движения. Это происходит в течение его трех месяцев жизни. Если подобный рефлекс у ребенка сохранился, то это говорит о наличии неврологических нарушений.

На видео видно, как нужно проводить данную процедуру.

Патологические изменения в мозгу будут действительно серьезной проблемой, если они не узнают о них раньше. Это может повлечь за собой длительное и дорогостоящее лечение для детей. В связи с этим процедуру следует сделать каждому ребенку. Патологические явления начинают развиваться, и их нужно лечить сразу после их обнаружения, как показывает видео.

Врожденный рефлекс новорожденного бывает разных видов, а именно:

  • Для обеспечения общей нормальной деятельности, в виде дыхательного, сосательного, глотательного, спинального рефлекса.
  • Дыхательная задержка, необходимая чтобы продвинуться по родовому пути.
  • Защита здоровья детей от таких факторов, как жара, холод, яркий свет, обеспечивается рефлексами.

Сосательный рефлекс у детей появляется, когда он прикасается к материнской груди, соску. Это временный фактор, который к двум годам исчезает. Глотательная функция возникает во время прожевывания пищи, это легко увидеть на видео. От глотательного рефлекса люди не избавляются на протяжении всей жизни. Существует таблица, в которой расписаны рефлексы.

Не бывает полного отсутствия рефлексов, тем более проживая с домашними животными, шумными родственниками. Прогуливаясь по шумному городу, также у ребенка может появиться та или иная реакция. Все это вызывают громкие звуки, быстрые и резкие движения. Даже незначительные раздражающие факторы могут проявить рефлекторную деятельность.

В основном дети от рефлекса Моро избавляются уже после двенадцати недель жизни. При длительном его сохранении, следует связаться со специалистом. Если новорожденный совсем не имеет рефлексов, то это говорит о наличии проблем в его здоровье.

Рефлексы новорожденного у ребенка

Ребенок появляется на свет с заложенными безусловными рефлексами. Рефлекс — это непроизвольное действие ребенка в ответ на определенные внешние стимулы.

Рефлексы новорожденного нужны для адаптации к жизни в новой среде, в которую попадает младенец после рождения. Появляясь и исчезая в конкретный момент, они говорят о здоровом развитии малыша.

Всего насчитывается порядка нескольких десятков рефлексов младенца. Мы перечислим самые основные и показательные:

Сосательный рефлекс

Он необходим для «добычи» и удержания ребенком пищи (молока) во рту в течение первых недель. К концу первого месяца жизни он трансформируется в намеренное (произвольное) сосание. Является самым важным рефлексом, как и глотательный рефлекс.

Сосательный рефлекс

Проверка рефлекса: при вводе в ротик соски или пальца, ребенок хватает его и начинает двигать вперед-назад, выполняя сосательные движения.

Корневой рефлекс

Корневой рефлекс предназначен для поиска пищи. Проявляется в течение первых 3–4 месяцев, трансформируясь на 4 месяце в намеренные движения головой по поиску еды (груди или бутылочки).

Корневой рефлекс

Проверка: Держа ребенка на руках, дотроньтесь до его щеки. Малыш должен повернуть голову к раздражителю и открыть ротик. Повторите с другой щекой.

Рефлекс Моро

Рефлекс проявляется при громких и/или внезапных движениях. При срабатывании этого рефлекса малыш раскидывает в стороны ручки и ножки, после возвращая их в исходное положение или прижимая к груди. Иногда рефлекс Моро сопровождается испуганным выражением лица и плачем. В течение 4–6 месяцев он исчезает.

Рефлекс Моро

Проверка: положите ребенка на спину. Когда он успокоится, внезапно издайте в меру громкий звук (например, чихните). Ребенок должен сразу отреагировать, раскинув руки и ноги, а затем «сложив» их обратно.

Хватательный и подошвенный рефлексы

Ребенок делает хватательные движения пальцами рук или сгибает их на ногах. Этот захват настолько силен, что подчас даже взрослому сложно отцепить ручки ребенка от захваченного предмета. Наиболее выражен в первые два месяца. Через 6 месяцев, на руках рефлекс преобразуется в намеренное хватание. На ногах он исчезает через год после рождения.

Хватательный рефлекс

Проверка: проведите пальцем по ладошке руки начиная со стороны мизинца. Затем ноги. Ладошка должна ухватить палец, а пальцы ноги должны согнутся.

Рефлексы новорожденного у ребенка

Шаговый рефлекс

При его срабатывании ребенок пытается встать на обе ноги независимо от того, может ли он на них опереться. Создается впечатление, что ребенок пытается идти. Через пару месяцев после рождения шаговый рефлекс исчезает. Ближе к году он заменяется намеренным стоянием и ходьбой.

Читайте также:  Как лечить вирусную ангину у взрослых

Шаговый рефлекс

Проверка: удерживая ребенка в районе подмышек, поверните его лицом к себе. Пальцами поддерживайте его голову. Сядьте в кресло и поднимите ребенка, удерживая вертикально.

Опустите его ножки к себе на колени и немного наклоните вперед. Малыш должен попытаться встать на ноги, нажимая ступнями на ваши колени, словно шагая.

Если проделать то же самое на столе и сделать так, чтобы пальцы ноги ребёнка наткнулись на его край, ребенок поднимет ступню, словно забирается на него.

«Рефлекс фехтовальщика»

Или ассиметричный шейно-тонический рефлекс Магнуса-Клейна.

Рефлекс помогает координировать движение головы и рук. Пропадает к 4–5 месяцу.

Рефлекс фехтовальщика

Проверка: положите ребенка на спину и осторожно поверните его голову направо так, чтобы подбородок касался плеча. Ребенок должен выбросить правую руку в сторону, а левую он может согнуть, поднеся к голове. При повороте головы налево, ребенок выпрямит левую руку, а правую согнет, словно в стойке «к бою».

Защитные рефлексы

Помогают ребенку защищаться. Исчезают, по мере развития контроля над своими движениями.

Проверка: положите ребенка на спину. Возьмите игрушку и поднимете над головой ребенка на высоту около 30 см, а затем медленно приблизьте к его лицу. Ребенок должен повернуть голову в сторону.

Если новорожденного ребенка положить на живот, он так же рефлекторно должен повернуть голову в сторону, чтобы не задохнуться.

Известный многим феномен плавания новорожденных основан на «утином» рефлексе — способности малыша задерживать дыхание. Он так же относится к защитным рефлексам.

«Утиный» рефлекс

Так же у ребенка есть ряд рефлексов, остающихся с ним на всю жизнь. Например, рвотный рефлекс; рефлекс отдергивания, в ответ на болезненные ощущения; зрачковый рефлекс, когда при ярком свете зрачок новорожденного сужается. Врожденные рефлексы со временем либо исчезают, либо переходят в двигательные навыки.

Методы диагностики СПНРВ

Чтобы выявить синдром нейрорефлекторной возбудимости, применяются современные компьютерные технологии. Наиболее подробную информацию дает КТ. Это обследование позволяет получить точную оценку состояния головного мозга и происходящих в нем патологических процессах. Если его проведение по каким-то причинам становится невозможным, прибегают к МРТ и рентгенологическому исследованию.

При подозрениях на развитие синдрома, обязательным является осмотр у невролога. При помощи специальных манипуляций, он сможет определить, имеются ли у ребенка отклонения в ЦНС или нет. Если расстройства присутствуют, после полного обследования он поставит точный диагноз и назначит соответствующую терапию.

Рефлексы орального автоматизма

Оральный автоматизм – это реакция мышц рта на раздражитель, проявляющаяся непроизвольным их движением. Подобного рода патологические рефлексы наблюдаются в следующих проявлениях:

Рефлексы орального автоматизма
  • Носогубный рефлекс, возникает при постукивании у основания носа молоточком, проявляется вытягиванием губ. Такой же эффект может возникать при приближении ко рту (дистанс-оральный рефлекс) или при легких ударах по нижней или верхней губе – ротовой рефлекс.
  • Ладонно-подбородочный рефлекс, или рефлекс Маринеску-Радовича. Штриховые движения в области большого пальца со стороны ладони вызывают реакцию лицевых мышц и приводят подбородок в движение.

Такие реакции считаются нормой лишь для грудных детей, наличие их у взрослых – патология.

Что является нормой и патологией?

Рефлексы у новорожденного проверяет врач – неонатолог в первый день после его появления на свет, далее контроль ведет детский педиатр.

Нормой проявления у младенца рефлекса Моро является возникновение последнего на внешние раздражители в возрасте до 4-6 месяцев, но когда сильный звук будет оставлен без особого внимания после этого срока.

Реакция на раздражитель также сопровождается следующей симптоматикой:

  • учащенное сердцебиение и выброс адреналина в кровь;
  • частый вдох-выдох;
  • сильный и громкий плач.

Это также есть нормой, и проходит само собой через несколько минут – сам же рефлекс полностью исчезает у малыша до полугода. В противном случае, речь идет о патологии, отклонении в нормальном развитии ребенка и требует оперативного вмешательства врачей и назначения соответствующего курса лечения.

Как отмечалось ранее, данный рефлекс у новорожденного проходит до полугодичного возраста, но если его проявления диагностированы после 6-месячного срока, то это указывает на поражение коры головного мозга.

Если малыш здоров, то он будет при громком звуке разводить руки и ноги в стороны симметрично, разгибая пальцы и возвращаясь в прежнюю позу.

При диагностировании внутричерепной травмы, полученной при родах, у грудничка данный рефлекс будет отсутствовать, указывая на угнетение центральной либо же периферической нервной системы.

Если ярко выражена гипертония, то рефлекс Моро будет проявлять себя неполно, когда ребенок будет лишь слегка отводить в стороны руки. При поражении ЦНС ребенок будет надолго задерживать руки, с раскрытыми пальцами, в разведенном положении.

Если диагностирован асимметрический рефлекс, когда в сторону ребенок отводит одну руку или ножку, или же полное его отсутствие – это указывает на развитие ДЦП или же паралича Эрба, возможен гемипарез. Все это есть следствие поражения центральной или же периферической нервной системы.

Когда имеет место единовременное отсутствие либо же резкое снижение двух и более рефлексов – хватательного, Бабкина, Моро, то это указывает на развитие тяжелого поражения серого вещества той или иной части головного мозга.

В случае длительного отсутствии реакции у малыша на внешние раздражители, или при ее снижении, новорожденного необходимо показать специалистам.

Медик онлайн - медицинский интернет журнал