Центры Брока и Вернике
Центр Брока́
Предыстория
В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.
Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.
- Участие височно-теменной области и …
- Нейрофизиология речи
- Презентация на тему » Ассоциативные …
- Нейрофизиология речи
- Презентация на тему » Ассоциативные …
- Кора головного мозга, — презентация онлайн
- Большой (конечный) мозг — online …
- Локализация функций в коре больших …
- Два игрока на одном поле мозга (fb2 …
- Область Вернике — Википедия
Эта зона мозга и называется область Брока. Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.
Речь, её функции и физиологические механизмы. Речевые нарушения при повреждении различных зон мозга
Восприятие (анализ и синтез) непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека.
Вместе с тем, у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается “чрезвычайная прибавка” так называемая вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, речью.
Эта система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых ‘(вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме).
Язык и речь представляют собой систему условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. |
В физиологии (НЕ в психологии!) принято считать, что способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.
Функции речи
Коммуникативная функция речи заключается в том, что речь рассматривается как средство общения. Понятийная функция речи заключается в том, что речь является орудием понятийного, абстрактного мышления. С помощью речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.
Регуляторная функция речи выражается в осуществлении регуляции деятельности различных органов и систем организма с помощью слова.
Словесные раздражители изменяют функцию внутренних органов, интенсивность обменных процессов, они также воздействуют на мышечную систему и на сенсорные системы.
Слово, как физиологически активный фактор, оказывает влияние своим непосредственным содержанием. Действие слова определяется его смысловым значением.

Формы речевой деятельности.
Речь, связанная со словесным обозначением объектов, может проявляться в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.
Акустическая форма речи представлена в виде звуковых сигналов, восприятие которых происходит в результате дробления речевого потока на участки. Такое дробление обеспечивает восприятие фонем. Вместе с тем происходит и интеграция отдельных элементов в речевой поток. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.
Оптическая форма речи обеспечивает анализ и интеграцию отдельных речевых (буквенных) раздражении и реализует символическую функцию речи. При поражении зрительных отделов коры головного мозга нарушается не только возможность различения букв, но и часто нарушается символическая функция.
Кинестезическая форма речи проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи. Мышечное напряжение органов артикуляции даже при отсутствии звукового речевого выражения достаточно высокое. Физиологически это проявляется в работе речевых органов в процессе мышления.
Физиологические основы речи
Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).
Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.
В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались.
Совет
Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.
Литература
- Azcoaga J.E. Neurolinguistica y fisiopatologia. Afasiologia. Buenos Aires: El Ateneo, 1985, 292 p.
Головной мозг человека: передний мозг (конечный мозг, кора больших полушарий, полушария, серое вещество) | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Лобнаядоля |
| ||||||||||||||
Теменнаядоля |
| ||||||||||||||
Затылочнаядоля |
| ||||||||||||||
Височнаядоля |
| ||||||||||||||
Междолевыеборозды |
| ||||||||||||||
Сводчатая<br/>извилина |
| ||||||||||||||
Островковаядоля |
| ||||||||||||||
Прочее |
|
- Медиафайлы на Викискладе
Эта страница в последний раз была отредактирована 29 июня 2019 в 12:12.
Заболеваемость (на человек)
Мужчины | Женщины | |||||||||||||
Возраст,лет | 0-1 | 1-3 | 3-14 | 14-25 | 25-40 | 40-60 | 60 + | 0-1 | 1-3 | 3-14 | 14-25 | 25-40 | 40-60 | 60 + |
Кол-возаболевших | 0.1 | 1.1 | 2.2 | 4.9 | 11.3 | 0.1 | 1.1 |
- Нейрофизиология речи
- Локализация речевых функций в коре …
- Мы — это наш мозг. От матки до …
- Презентация на тему » Ассоциативные …
- Язык и мозг. Нейробиология раскрывает …
- Нейрофизиология речи
- Мы — это наш мозг. От матки до …
- Сознание и мозг. Как мозг кодирует …
- REHABILITATION OF PATIENTS WITH SPEECH …
- Презентация на тему: Механизмы …
- 1. Электроэнцефалография
- 2. Компьютерная томография (КТ)
- 3. Магнитно-резонансная томография (МРТ)
- 4. Рентгенография
- Электроэнцефалография
При опухолях височной локализации ЭЭГ-диагностика с указанием очага патологической электрической активности в височной области наиболее точна (до 90%). Как правило, при этом наблюдается очаговая бета-активность.
Функции лобных долей головного мозга человека
Лобные доли занимают около 28% всей площади корковых структур. Их масса составляет приблизительно половину веса всего мозга – около 450 г.
Лобные доли – находящиеся во фронтальной плоскости головного мозга структуры, которые отвечают за психическую деятельность человека, что предопределяет их важнейшую роль в формировании и использовании разума.
Функции лобных долей, находящихся в головном мозге, включают способность размышлять, анализировать, абстрагироваться и обобщать.
Симптомы поражения тканей в лобной доле мозга
В числе наиболее тяжелых поражений тканей лобных долей отмечаются ишемические, атрофические изменения тканевой структуры, инсульт с очагом ишемии или геморрагии в этой области. Нарушение кровоснабжения этого участка мозга негативно отражается на когнитивных способностях. Основные причины ухудшения, прекращения кровотока в этой зоне:
- Обострение артериальной гипертензии.
- Атеросклеротические повреждения сосудистых стенок.
- Аномалии развития и приобретенные дефекты элементов кровеносной системы (сосудистые мальформации, аневризмы).
- Расстройство в работе системы гемостаза (повышенное тромбообразование, нарушение свертываемости крови).
Синдром лобной доли возникает на фоне поражения тканей префронтальной области, отвечающей за многоступенчатые мыслительные процессы, поведение и когнитивные способности. Общемозговые симптомы патологии:
- Острая боль во фронтальной плоскости головы.
- Тошнота, часто приводящая к приступам рвоты.
- Головокружения, помрачения сознания.
- Иногда повышение температуры тела.
Синдром лобной доли в международной медицинской классификации болезней относится к органическим расстройствам личности. Часто развивается на фоне других патологий – болезни Пика и Альцгеймера, опухоли мозга, травмы в области головы, поражения сосудистой системы в этой зоне. Специфические признаки заболевания:
- Активация рудиментарных рефлексов (сосания, хватания, поиска). Происходит при поражении обширного участка тканей.
- Потеря самоконтроля, неспособность планировать и управлять действиями.
- Утрата осознания собственной личности.
- Моторная и речевая дисфункция.
- Невозможность абстрактного мышления и планирования.
- Персеверация. Бессознательное многократное повторение одного слова, фразы, действия.
- Нарушение функций концентрации внимания и памяти.
Подобные расстройства нередко наблюдаются у пациентов с болезнью Альцгеймера, у которых происходят патологические структурные изменения в тканях – формирование белковых структур вокруг нейронов, препятствующих и нарушающих взаимосвязи между нервными клетками. Болезнь Альцгеймера часто становится причиной деменции.
Последствия повреждения лобной доли
При поражении этих мозговых структур человек становится беззаботным, ему свойственны переменчивость настроения, бессмысленные, нелогичные поступки и стремления.
Атрофия мозгового вещества в этой области сопровождается утратой мотивации, что приводит к пассивности, равнодушию, апатии, отсутствию интереса к окружающему миру.
Состояние часто ошибочно принимают за лень, не осознавая, что причина изменения поведения связана с гибелью нервных клеток в области лба.
Последствия лобного инсульта развиваются по двум типам – абулическому и расторможенному. В первом случае преобладают такие симптомы, как безразличие, апатия, отсутствие инициативы, утрата творческого мышления и любознательности. Во втором наблюдается импульсивное поведение, действия теряют осмысленность и логичность, человек не способен предвидеть результат своих поступков.
Лобные доли – структуры, которые управляют психической деятельностью и поведением индивида. При поражении этих отделов мозга индивид теряет способность взвешенно оценивать себя, как личность, объективно воспринимать события и реагировать на ситуацию, планировать и совершать целенаправленные действия.
Память, функция памяти
В реализации функции памяти участвуют различные участки. Лобные доли обеспечивают активную целенаправленную мнестическую деятельность. Задние гностические отделы коры связаны с частными формами памяти — зрительной, слуховой, тактильно-кинестической. Речевые зоны коры осуществляют процесс кодирования поступающей информации в словесные логико-грамматические системы и словесные системы. Медиобазальные отделы височной доли, в частности гиппокамп, переводят текущие впечатления в долговременную память. Ретикулярная формация обеспечивает оптимальный тонус коры, заряжая ее энергией.
- Локализация функций в коре больших …
- Передний мозг. Промежуточный мозг …
- Лимбический мозг и внутренние органы …
- Сознание и мозг. Как мозг кодирует …
- PDF) The Use of Music Enriched …
- Гендерный мозг (fb2) | Флибуста
- Презентация на тему » Ассоциативные …
- PDF) [Mismatch negativity and its …
- Т. Г. Визель Основы нейропсихологии …
- Межполушарная асимметрия и гендерные …