Методы коррекции нарушений слуха у детей

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Развитие речи

Проблемы со слухом у детей приводят к естественным изменениям в восприятии мира. Такие малыши отличаются большей чувствительностью к запахам, а также к кинестетическим чувствам и зрительному образу. Полноценная реабилитация деток с нарушениями слуха возможна лишь при условии направленного развития речи, и оно начинается в семье. Родителям необходимо:

  1. Дать ребенку возможность слышать нормальную речь и визуально воспринимать работу артикуляционных органов.
  2. Не использовать жесты для общения, заменяя ними речь (если специалист не рекомендовал другого).
  3. Укреплять здоровье ребенка, предупреждать вторичные нарушения развития, воспитывать активность, формировать мотивацию к обучению и развивать коммуникативные навыки.
  4. Формировать словесную речь на своем примере за счет остатков слуха.
  5. Работать со специалистами: логопедом, сурдопедагогом и дефектологом.
  6. Добиться посещения ребенком обыкновенного общеобразовательного сада. Группа детей с нормальным слухом – это важнейшее условие для адекватного речевого и умственного развития. Само собой, параллельно нужно продолжать работать со специалистами.

Для детей с нарушениями слуха характерно некоторое недоразвитие ряда важных компонентов речевой системы. Они часто:

  • Неправильно согласовывают слова.
  • Пропускают предлоги или неправильно их используют.
  • Не различают определенные речевые элементы.
  • Испытывают затруднения в овладении правильной артикуляцией.
  • Обладают смазанной речью без интонационного окрашивания.
  • Разговаривают замедлено.
  • Обладают ограниченным запасом слов.
Развитие речи

Справиться со всеми этими нарушениями можно при длительной и комплексной работе с логопедом и сурдопедагогом. Коррекция речи подразумевает:

  1. Проведение слуховых тренировок с применением звукоусиливающей аппаратуры. Такие занятия помогают развить слуховое восприятие речи, накопить речевой опыт и научиться использовать словесную речь в общении.
  2. Проведение музыкально-ритмических занятий, где дети обучаются различиям между пением и речью, воспринимают и воспроизводят музыкальные и неречевые элементы.
  3. Индивидуальные занятия с применением логопедических средств. Специалист обучает ребенка различным методикам постановки звуков, овладению голосом и дыханием.
  4. Развитие мелкой моторики. Такие занятия с детьми помогают им адаптироваться к активной работе, избавиться от накопленного напряжения и активировать речевую зону, которая в головном мозге локализована около зоны мелкой моторики.
  5. Занятия творческо-конструктивной деятельностью. Благодаря практической информации о форме, размерах и пространственной локализации предметов ребенок с нарушениями слуха обогащает словарный запас и активирует развитие когнитивных процессов (памяти, внимания и мышления).

Успешное развитие интеллекта и становление речи детей с нарушениями слуха является возможным только при комплексном подходе: лечении обнаруженных нарушений, слаженной работе родителей и педагогов.

FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Трудности выявления заболевания

Проблемы с восприятием звуков у малыша можно заметить далеко не сразу. Выявить нарушение фонематического слуха (способности понимать и анализировать речь) можно только к 2-3 годам, когда речь ребенка становится осознанной. То же возрастное ограничение касается применения других диагностических методик. Раньше расстройства слуха можно определить лишь посредством неонатального скрининга.

Читайте также:  Диета при пиелонефрите у взрослых и детей

Своевременная диагностика дает слабослышащему ребенку больше шансов на полноценную жизнь. Родителям, чьи дети находятся в группе риска, следует с первых дней жизни малыша наблюдать за его реакцией на разные по частотности звуки. Если ребенок до 6 месяцев не реагирует на нормальные слуховые раздражители (голос родственников, музыку, уличный шум), а к году не произносит гласных звуков, то наверняка есть проблемы со слуховым аппаратом. Если патология приобретенная вследствие хронических или других заболеваний, то родителей должно насторожиться, когда ребенок постоянно усиливает звук в телевизоре или магнитофоне, не сразу отвечает на вопросы, находясь в другой комнате. Дело в том, что дети, которые хорошо слышали до этого, могут без особого труда научиться читать по губам матери, а поскольку какого-либо физического дискомфорта потеря слуха не доставляет, они не обращают на нее внимания.

На наличие тугоухости у малыша указывают следующие признаки:

  1. В возрасте около полугода ребенок не реагирует на собственное имя.
  2. У малыша отсутствует реакция на громкие и резкие звуки, ему сложно определить источник шума.
  3. К году детский лепет заменяется не слогами и первыми словами, а высокочастотными выкриками.
  4. В 2 года ребенок не произносит отдельные слова и простые предложения.
  5. В характере и поведении малыша превалируют замкнутость, агрессивность.
Трудности выявления заболевания

Сопутствующие признаки тугоухости включают в себя:

  • шум и ощущение заложенности в ушах;
  • боль, зуд в ушных раковинах;
  • головокружение, тошноту, рвоту;
  • потерю равновесия.

В зависимости от первопричины возникновения заболевания симптомы сильно разнятся. В редких случаях сенсорная тугоухость протекает бессимптомно, и вовремя выявить патологию поможет только ежегодный профилактический осмотр у лор-врача. При необходимости доктор назначит клиническое обследование и подберет эффективные методы коррекции слуха.

Классификация патологий

Нарушения слуха у детей могут иметь разный характер. Врачи выделяют две обширные категории таких проблем – врожденные и приобретенные. Для каждой из категорий тугоухости характерны определенные особенности.

Приобретенные

Основной причиной таких нарушений являются осложнения гнойного отита. К подобным аномалиями приводят острые инфекции – грипп, корь, ангина. Также причина может крыться в скарлатине и других болезнях.

Уровень снижения фонематического слуха может иметь разные степени тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. Однако сложные формы тугоухости обычно становятся следствием поражения звуковоспринимающего элемента.

Это обычно возникает при поражении внутреннего уха. К появлению подобных проблем могут приводить сложные инфекционные патологии – вирусный грипп, цереброспинальный менингит, паротит.

Классификация патологий

Врожденные

Такие нарушения слуха связаны с действием наследственных факторов. Известно, что у глухих людей намного чаще рождаются дети с тугоухостью. Помимо этого, причина может крыться в воздействии факторов, которые нарушают внутриутробное развитие ребенка. В эту категорию входит следующее:

  • инфекционные болезни женщины при беременности – паротит, грипп, краснуха и т.д.;
  • потребление алкогольных напитков и наркотиков;
  • прием ототоксичных препаратов – к ним относят канамицин, неомицин;
  • воздействие ионизирующего излучения.
Читайте также:  Болит ухо у взрослого – что делать, чем лечить внутри

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

0-4 месяца:

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».

4-9 месяцев:

  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.

9-15 месяцев:

  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.

15-24 месяца:

  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело,  и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Грудничок плохо слышит: способы лечения тугоухости

Терапия относительно нарушения слуха у детей до года начинается с комплексной диагностики, которую в первую очередь осуществляют неонатологи. Если проблем не обнаружено, у деток присутствуют все безусловные реакции: расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса.

Читайте также:  Как правильно полоскать горло хлорофиллиптом детям и взрослым?

Говорят дети! Спускаемся по лестнице на прогулку, я несу дочкину куклу. Она (3 года): — Мамочка, повнимательнее, под ноги смотри. — Я смотрю, Ариша. — Не вздумай мою Васю уронить… А то будешь в углу у меня прозябать весь вечер.

Среди детей, которые попадают в группу риска с тугоухостью, проводят аудиометрию и кемертональное исследование слуховой функции, а также отоаккустическую эмиссию. Использование такой диагностики позволяет говорить о степени сложности патологии и дальнейшей ее терапии. Не стоит забывать об обязательной консультации сурдолога и слухопротезиста.

Для лечения снижения слуха у малышей может применяться немедикаментозная и медикаментозная терапия. Иногда для грудничков достаточно провести чистку серных пробок и удаление инородных предметов, чтобы решить проблему тугоухости, в оставшихся ситуациях принимают решение о назначении лекарств.

Грудничок плохо слышит: способы лечения тугоухости

Лечить тугоухость нужно при помощи специального оборудования в условиях медицинского учреждения

Когда наблюдается тугоухость из-за проблем с сосудами внутреннего уха, прописывают препараты, оказывающие положительное действие на кровоснабжение слухового органа. Применяют Винпоцетин, никотиновую кислоту, Бендазол. Если у малыша причиной поражения слуха является инфекция, назначают антибиотики: Аугментин, Флемоксин, Амоксиклав; а при признаках интоксикации проводят дезинтоксикационные процедуры, в список препаратов включают глюкозу.

Применяют и немедикаментозные процедуры, а именно: массаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапию, электрофорез. При симптомах тяжелой степени глухоты для ребенка показано слухопротезирование с последующей реабилитацией у логопеда, сурдопедагога и психолога.

Мамам на заметку! В Сети есть несколько форумов, посвященных здоровью детского слуха. Там обсуждаются самые обширные и проблемные темы, а также рассказывается о способах восстановления после лечения.

Профилактика и лечение

Лечение детской тугоухости и глухоты возложено на таких специалистов:

  • сурдолог;
  • отоларинголог;
  • детский психолог;
  • дефектолог;
  • логопед.

Меры по предотвращению снижения слуха должны приниматься с раннего детства родителями ребёнка. Любое, казалось бы, незначительное пренебрежение правилами может вызвать серьёзные последствия. Важно:

  1. Не допускать попадания в уши ребёнка воды при купании. Это может вызвать отит и повреждение барабанной перепонки. Желательно использовать для защиты слухового прохода беруши или ватные турунды с вазелином.
  2. Ни при каких условиях не хватать ребёнка за уши и не бить по ушам.
  3. Приучить малыша к аккуратной гигиене ушей.
  4. Не допускать сильного шумового воздействия, которое может спровоцировать кровоизлияние в ухо и разрыв барабанной перепонки.
  5. Проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. Вовремя обращаться к ЛОРу и проходить назначенный курс лечения до конца. Если у ребёнка увеличены аденоиды, их лучше удалить.
  6. Делать профилактические прививки от свинки, кори, краснухи: эти заболевания особенно опасны для ушей.
  7. Во взрослом возрасте рекомендуется хотя бы раз в год делать проверку слуха и не относиться беспечно к назначениям врача.
Медик онлайн - медицинский интернет журнал