В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.
Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушение речи: Дислалия — логопедия …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Дислалия. Общая характеристика …
- Презентация «Понятие дислалии и работа …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушение речи: Дислалия — логопедия …
- Лекция на тему: «Дислалия: определение …
Причины появления
После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.
В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.
В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.
Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.
Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:
- окружающее общество с неправильной речью;
- «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
- одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
- запущенность ребенка в воспитании.
Среди биологических факторов отмечают:
- запоздалое речевое развитие;
- неправильная формировка фонематичекого слуха;
- высокая болезненность ребенка.
Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.
Симптомы дислалии
Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.
Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.
Причины развития дислалии
Нарушения могут появиться у детей с проблемами развития речевого аппарата: челюстей, языка, губ, зубов. В этом случае говорят о механической дислалии. При нормальном развитии речевого аппарата ставят диагноз «функциональная дислалия».
Органические нарушения возникают у тех детей, у которых:
— короткая уздечка языка и верхней губы;
— чрезмерно толстые губы;
— дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким);
— слишком большой или, наоборот, маленький язык;
— неправильный прикус;
— малоподвижная верхняя губа.
- Дислалия презентация, доклад
- Дислалия: классификация и симптомы …
- Дислалия презентация, доклад
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Презентация «Понятие дислалии и работа …
- Calaméo — Конспекты занятий по дислалии..
- Дислалия презентация, доклад
- Дислалия у ребенка: классификация …
- Нарушение речи: Дислалия — логопедия …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
Причины дислалии у детей могут быть не связаны с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за:
— подражания чьему-то неправильному говору;
— педагогической запущенности;
— неправильной культуры речи в семье;
— неумения держать язык в правильном положении;
— недоразвитости фонематического слуха;
— быстрых переходов языка от одного движения к другому.