Причины и коррекция речи у детей с дислалией

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]

  • Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.
  • Замены звука (параротацизмы) на другие звуки.
  • Искажения звуков (ротацизмы). Виды ротацизмов: велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р]; увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок); носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г]; боковой – слышится «хлюпающий» звук; щёчный – при выдохе раздуваются щеки; кучерский – вибрируют сомкнутые губы; двугубный – звук похож на английский [W]; одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
  • Смешения звуков — чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].
  • Причины появления

    После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

    Читайте также:  Варианты и специфика классификаций беззубых челюстей

    В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

    В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

    Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

    Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

    Причины появления

    К социальным причинам относят:

    • окружающее общество с неправильной речью;
    • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
    • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
    • запущенность ребенка в воспитании.

    Среди биологических факторов отмечают:

    • запоздалое речевое развитие;
    • неправильная формировка фонематичекого слуха;
    • высокая болезненность ребенка.

    Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

    Симптомы дислалии

    Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

    Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

    Читайте также:  Противовоспалительные препараты при простуде

    Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

    При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

    Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

    Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

    Причины развития дислалии

    Нарушения могут появиться у детей с проблемами развития речевого аппарата: челюстей, языка, губ, зубов. В этом случае говорят о механической дислалии. При нормальном развитии речевого аппарата ставят диагноз «функциональная дислалия».

    Органические нарушения возникают у тех детей, у которых:

    — короткая уздечка языка и верхней губы;

    — чрезмерно толстые губы;

    — дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким);

    — слишком большой или, наоборот, маленький язык;

    — неправильный прикус;

    — малоподвижная верхняя губа.

    Причины дислалии у детей могут быть не связаны с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за:

    — подражания чьему-то неправильному говору;

    — педагогической запущенности;

    — неправильной культуры речи в семье;

    — неумения держать язык в правильном положении;

    — недоразвитости фонематического слуха;

    — быстрых переходов языка от одного движения к другому.

    Медик онлайн - медицинский интернет журнал