Адаптация. Что это в психологии, примеры, виды и формы

Термин «адаптация» в контексте психологической науки означает способность личности приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды. Его основоположником считается немецкий физиолог Герман Ауберт. Это понятие в психологию ввел канадский эндокринолог Ганс Селье.

Причины

Расстройство адаптации вызывается эмоциональными и стрессовыми факторами. Эти факторы не угрожают физическому и психическому здоровью человека, но вызывают негативное эмоциональное патологическое состояние, которое нарушает реакцию приспособления.

Причины:

  • эмоциональные и психологические: недосыпание, развод, резкое изменение социального статуса, длительные нервнопсихические нагрузки, смерть близкого человека;
  • физиологические: недоедание, травмы, соматические заболевания, расстройства центральной нервной системы.

Чаще всего расстройству адаптации подвержены: студенты, военные, полицейские, медицинский персонал, мигранты, одинокие пожилые люди, журналисты.

Социальное отклонение

В основном это могут быть такие категории людей:

  • святые;
  • преступники;
  • гении;
  • отшельники и т.п.

Чаще всего общество не принимает и подавляет людей с другим строением мыслей и взглядами. Частые издевательства в детском и юношеском возрасте, проявление агрессии или демонстративное игнорирование приводят людей с социальными отклонениями к замкнутости, внутреннему конфликту и одиночеству. Если речь идет о преступниках подобное поведение социума не сложно понять.

В сфере отклонений от адаптивного поведения всегда проводятся многочисленные исследования и анализы. Специалисты безостановочно пытаются найти причину отклонений и несвойственного поведения человека в социуме. Негативные процессы начинаются с детского и подросткового возраста – это вывод большинства специалистов и конечные результаты большого количества исследований.

Читайте также:  А как у вас складываются отношения со свекровью

Нарушения

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.

Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.

Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться

Нарушения

Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.

Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.

Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.

Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.

Методы управления

Адаптация – это в психологии процесс приведения эмоциональных реакций и умственной деятельности человека в соответствие к социальным стандартам и требованиям среды обитания. Она поддается управлению специальными способами, разработанными ведущими специалистами отрасли.

Метод проб и ошибок

Американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк в 1898 году предложил управлять адаптацией личности в социальной среде или трудовом коллективе эмпирическим способом, используя врожденные способности человека к перебору вариантов действий.

Методы управления

Метод заключается в решении жизненных задач с применением накопленного опыта и попутным приобретением нового в процессе преодоления трудностей. Согласно этой теории, на достижение каждой следующей цели тратится времени, усилий и ресурсов меньше, чем на предыдущую.

Читайте также:  Как понять, кончила девушка или нет, на что нужно обращать внимание

Методика нашла широкое применение в развитии адаптационного механизма школьников, студентов и других социальных групп. Преимущество способа заключается в том, что ему не требуется учиться. Способность к поиску вариантов решения проблемы заложена в каждом человеке изначально.

Формирование поведенческих реакций

Этот метод предусматривает развитие мотивационной составляющей и систему поощрений, которая стимулирует дальнейшее совершенствование личного адаптационного механизма. Такой способ управления приспосабливаемостью индивида разработан представителем бихевиористской психологической школы Дж. Уотсоном.

Он рассматривал систему «стимул-реакция» в качестве механизма формирования новых форм поведения в определенной социальной среде. Уотсон категорически заявлял о решающей роли воздействия окружения на выработку психологического типа и модели поведения.

Наблюдательный способ

Методы управления

Теория, выдвинутая французским психологом и нейропсихиатром Анри Валлоном, предусматривает управление адаптацией путем создания удобных для наблюдения и анализа условий.

По мнению автора, помещение индивида в новую социальную среду вынуждает его подсознательно присматриваться к поведению окружающих и невольно подражать ему. Так происходит интеграция личности в общественную группу.

Подобный тип адаптации называют латентно-пассивным. Это в психологии – частое явление, свойственное людям флегматичного темперамента. Большая часть получаемой от внешнего мира информации, по мнению автора теории, воспринимается на подсознательном уровне, что играет ключевую роль в выработке общепринятых норм поведения.

Макро- микро, объективный, субъективный уровни адаптации

В зависимости от сложности, характера, особенностей функций, структуры формируются соответствующие социальные образования, деятельность который реализуется через взаимодействие объективного и субъективного уровней всего общества.

Объективный уровень включает социальные явления, характеризующие сущность предметов. Этот уровень включает отдельных индивидов, социальные взаимодействия и действия, законы, структуры управления, экономические и социальные институты, государственные органы.

Субъективный уровень отображает социальные установки, умственные процессы, нормы, ценностные ориентации и т.д.

Читайте также:  Как перестать нервничать на работе: 6 советов психолога

Целостная модель социальной реальности представлена как взаимодействие четырех уровней: макро- и микроуровни, объективный – субъективный уровень.

  1. Макрообъективный уровень – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единую социальную реальность. Это вся система управления, в которой функционирование руководящих органов направлено на защиту и обеспечение ведомственных интересов и всего общества.
  2. Микрообъективный уровень характеризует ряд последовательных социальных уровней: индивидный уровень; социальные группы, институты, организации; другие социальные факторы.
  3. Макросубъективный уровень – выбор пути развития социальной реальности, идеология, национальная идея, духовная культура, общенациональные ценности и т.д.
  4. Микросубъективный уровень – политические взгляды, мировоззрение, мыслительная деятельность людей и социальных групп, мотивации, целевые установки, их психология.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Микро- и макроуровни взаимодействуют по вертикали, объективные и субъективные уровни – как по вертикали, так и по горизонтали.

Уровни социальной адаптации существуют в соответствии со складывающимися макро- микроуровнями, объектно-субъектными континуумами социальной реальности, которые обусловливают наличие индивидов, социальных групп и институтов и т.д.

Замечание 2

Классификация уровней социальной адаптации должна строится в зависимости от сферы социальной реальности и в соответствии с реализацией потребностей социального развития, заинтересованностью в достижении организационных, институциональных, индивидуальных и групповых целей.

Медик онлайн - медицинский интернет журнал