Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение

Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Врачи логопеды которые много лет знакомы с дислексией, знают, что это такое и помогут диагностировать, какой именно тип дислексии у пациента.

 Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение

Виды и признаки заболевания:

 Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение
  1. Фонематическая. Спровоцирована недоразвитием работы системы фонем языка. Эта форма характеризуется побуквенным чтением, искажением структуры слова.
  2. Семантическая. Читающий ребенок не понимает прочитанного текста. Он не искажает слов, однако не в состоянии ответить, о чем прочитал. Главной причиной непонимания текста является разделение слов на слоги.
  3. Аграмматическая. Обусловлена плохим развитием грамматического строя речи. При такой форме заболевания ребенок изменяет окончания в словах, путает числа существительных.
  4. Мнестическая. Характеризуется трудностью усвоения букв у детей. Вызвана нарушением связи между буквой и звуком, а также плохой работой речевой памяти.
  5. Оптическая. Развивается на фоне изменений психики, которые ограничивают оптическое и пространственное восприятие, нарушениями синтеза и анализа в процессе зрительного узнавания. Проявляется в трудностях усвоения букв и их постоянных заменах.
 Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение

Выделяют также тактильную дислексию, которая наблюдается у слепых. При чтении человек применяет сенсомоторную систему. Дислексия в этом случае мало чем отличается от расстройств, возникающих у зрячих детей. Ребенок, лишенный зрения, теряет слова, не дочитывает их до конца, путает буквы.

 Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение

Классификация

Дислексия мнестическая – это один из видов нарушения чтения и письма. Кроме мнестических дефектов существуют и прочие варианты дислексий:

  1. Фонематический вид: человек с трудом различает звуковую составляющую слога и слова. Так, пациент путает слова, которые по звуковой информации схожи между собой: холод-голод, дверь-зверь, платок-каток.
  2. Семантический вариант. Суть нарушения заключается в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного материала. При этом у него сохраняется способность к правильному чтению и письму.
  3. Аграмматическая форма дислексии проявляется неправильной грамматической составляющей предложения. Также частично утрачивается семантическая и морфологическая составляющая речи. При этом варианте расстройства в речи ребенка наблюдаются измененные местоимения и падежи.
  4. Оптическая дислексия. У людей, страдающих этой формой, наблюдается проблемное усвоение похожих букв. Так, дети не различаются буквы по их внешним признакам: Л и М, Г и Т.

Существуют и другие классификации:

По уровню патологии:

Классификация
  • литеральная: ребенок не усваивает буквы;
  • словесная: возникают трудности при чтении целых слов.

По сенсорным системам:

  • акустическая дислексия: при слабом развитии слухового анализатора ребенок не различает звуки; поступающие в кору мозга звуки не анализируются, то есть мозг ребенка не способен преобразовывать набор слуховых сигналов в определенный смысл;
  • моторная дислексия. Она характеризуется неправильными движениями глаз при акте чтения;
  • оптическая форма: у таких больных неустойчивое зрительное восприятие. Они с трудом осваивают буквы. Однако отдельные символы не закрепляются за конкретным звуком: ребенок может знать, как выглядит буква Б, но не знать, как она звучит.

Мифы о дислексии: от слабоумия до гениальности

Можно встретить различные утверждения о дислексии: то это симптом нарушения интеллектуального развития, то признак гениальности, само расстройство никак не коррелирует с пограничными состояниями.

Среди дислексиков действительно были и есть таланты и гении: считается, что сложности с чтением были у Владимира Маяковского, Томаса Эдисона, Майкла Фарадея, Пабло Пикассо, а возможно, что и сам Леонардо Да Винчи страдал комбинацией дислексии и дисграфии.

Читайте также:  Кофеин: влияние на организм, вред и польза

Список можно расширять, но указывают эти имена только на то, что с последствиями дислексии можно справляться, и довольно успешно, в том числе и потому, что мозг может компенсировать недостатки одной области повышенным развитием других.

К примеру, люди с дислексией лучше запоминают мелкие детали изображения и могут успешнее воспроизводить картинки по памяти. Это выводы эксперимента 2010 года, проведенного в Университете Мидлсекса, Великобритания.

Чтобы справиться с мифом о том, что расстройство чтения — признак слабоумия, обратимся к другим научным исследованиям. Так, первое документальное свидетельство дислексии, дошедшее до нас, — история 1887 года, в которой германский врач Рудольф Берлин описывает пациента, мальчика с систематическими ошибками в чтении, но при этом достаточно развитым интеллектом.

Исследование 2011 года более объемное: в нем участвовал 131 ребенок от 7 до 17 лет. В Массачусетском технологическом институте был проведен нейрофизиологический эксперимент с тремя контрольными группами детей: хорошо читающих с нормальным коэффициентом интеллекта, плохо читающих с нормальным IQ и плохо читающих с показателями IQ ниже нормы.

В процессе исследования использовали технологию МРТ для оценки активности шести участков мозга, ответственных за различия фонем и графических знаков, а детям предлагали прочитать словосочетания и определить, есть ли в них рифмы.

Результаты показали, что активность участков, необходимых для выявления рифм в напечатанном тексте, у детей с дислексией стабильно ниже нормы вне зависимости от коэффициента интеллекта.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

Диагностика
  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Выявление дислексии

Причинами дислексии называют нейробиологические факторы, при которых участок мозга ответственный за чтение, менее активен. Поэтому при диагностике проводится медицинское обследование с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии. Привести к заболеванию могут как наследственные факторы и нарушения в протекании беременности и родах, так и травмы и тяжелые инфекционные заболевания. Также причиной может стать педагогическая запущенность, если ребенку мало уделяется внимания в семье и в школе, существует неблагополучное окружение.

Читайте также:  Как можно перестать стесняться: действенные методы

Основными симптомами дислексии считается отставание ребенка от сверстников при чтении и письме. Может наблюдаться задержка в развитии, дезорганизация, трудности восприятия и усваивания информации, непонимание прочитанного, нарушения координации, гиперактивность.

При всем этом интеллект ребенка развит по годам, наблюдаются постоянные ошибки при письме и чтении, плохая память, сложности в определении верха и низа, сторон.

Методы диагностики

Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания — выявить проблему удаётся не сразу.

При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.

Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:

  • анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
  • успеваемость по русскому языку;
  • состояние органов артикуляции;
  • степень развития мелкой моторики;
  • сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
  • состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
  • уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
  • состояние анализа и синтеза речи;
  • уровень сформированности зрительного распознавания букв;
  • состояние ориентировки в пространстве.

В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:

  • Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
  • Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
  • Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
  • Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
  • По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
  • Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
  • Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
  • Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
  • Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
  • Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
  • Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье. Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях. Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса. Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!Рекомендуемые медитативные программы по этой теме Сенсомоторный ритм Стимуляция сенсомоторики

Читайте также:  От чего помогает Габапентин: инструкция по применению и отзывы

Метод Дейвиса

Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

Метод Дейвиса

Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

Медик онлайн - медицинский интернет журнал