Особенности психического развития детей с аутизмом

Когнитивные нарушения сигнализируют о том, что полноценное функционирование мозга сильно нарушено. Такие больные часто мало приспособлены к обычной жизни и не могут обойтись без ежедневной помощи других людей.

Что такое когнитивное мышление?

Впервые о когнитивном развитии заговорил швейцарец Жан Пиаже. Он был психологом и философом. Пиаже считал, что когнитивное мышление формируется уже у младенца и отличается от взрослого мышления. Только в молодости человек может мыслить абстрактно и системно, может придумывать гипотезы и предположения. По мере взросления эти функции мозга исчезают.

Когнитивное мышление – это познавательный процесс, направленный на развитие памяти, внимания, воображения, логики, восприятия. Благодаря этому типу мышления человек может решать самые сложные задачи. Из-за когнитивного мышления у людей возникает связь с внешним миром.

Когнитивное мышление делится на три вида:

  • Наглядно-действенное – решение задач при помощи манипуляций руками.
  • Наглядно-образное – решение задач при помощи мысленных образов.
  • Отвлечённое – использование абстрактных понятий, которые трудно вообразить.

Человек не может нормально жить социальной жизнью, обучаться и развиваться без когнитивного мышления. Оно крепко сотрудничает с визуальным мышлением. Визуальное мышление – это умственная деятельность, которая создает новые образы и формы и оперирует ими. Сотрудничество этих двух типов мышления используется в учёбе, например, в точных науках. При этом активно применяются визуальные объекты, мультипликация. Это способствует развитию двух полушарий мозга: правого и левого. Визуальное мышление используется для мысленного эксперимента. Семь чудес света, ракеты и самолёты появились не благодаря правилам математики и физики, а потому, что их когда-то представили.

Нарушения развития когнитивной сферы

Особенности развития когнитивной сферы детей с аутизмом достаточно долго были скрыты за более бросающимися в глаза аффективными проблемами. В настоящее время общепризнано, что эти дети имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира ребенка. Выявленный особый «когнитивный стиль» является устойчивой специфической характеристикой, сохраняющейся и во взрослой жизни ребенка с аутизмом.

В поисках первопричины проблем в когнитивной сфере, а, возможно, и причины всего первазивного нарушения психического развития при аутизме рассматриваются особенности организации познавательных процессов, проблемы гибкости и произвольности поведения, дисфункция процессов сенсорного восприятия. Как возможные причины нарушения коммуникации и социального развития выделяются особенности речевого развития. Выдвигаются и обсуждаются гипотезы, впрямую связывающие детский аутизм с трудностями символизации и выстраивания целостной картины окружающего (фрагментарная картина мира). Предполагается, что даже у самого умного аутичного ребенка может быть нарушена врожденная способность воспринимать другого человека как партнера, имеющего свои намерения, желания, со своей логикой поведения (понимание и учет другого внутреннего мира).

Виды нарушений по степени сложности

Ухудшение работоспособности головного мозга вызывают не только травмы и менингит. Инсульт вызывает проблемы с когнитивным состоянием, что может стать причиной деменции. Риск пережить инсульт обусловлен наличием следующих недугов:

  • Гипертония (особенно, если ее продолжительность свыше 5 лет);
  • Атеросклеротические болезни;
  • Сердечные заболевания;
  • Диабет (в силу поражения нервных клеток);
  • Бессимптомный микроинсульт.

Люди привыкли поправлять здоровье дома

Обратите внимание! Микроинсульт – это тромб, попавший в небольшой кровеносный сосуд в мозгу. Он не вызывает резких приступов, человек не утратит двигательную или речевую способность. Может, онемеет щека, но индивид не придаст этому значения.

Виды нарушений по степени сложности

Современные люди редко обращаются к врачам, предпочитая воспользоваться интернет поиском, назначив себе самолечение. Позже и вовсе «привыкают» к различным симптомам, на которые следовало бы обратить внимание. В итоге риск появления когнитивных расстройств увеличивается в разы, проявляясь в виде депрессии, астении, хронической усталости.

Легкое когнитивное расстройство (ЛКР) не является очевидным, поскольку протекает незаметно для окружающих. Более того, ЛКР не диагностируется, т. к. анализируемые показатели находятся в допустимых пределах, если и отклоняются, то незначительно. Индивид сам обращает внимание на то, что его поведение, реакция и мыслительные процессы снижены.

Читайте также:  5 любопытных техник вхождения в осознанные сновидения

Качество деятельности личности остается прежним, но затрачивается больше времени на ее выполнение. То же касается мыслительных процессов. Если обычно человек довольно быстро вспоминает нужную информацию, то при наличии ЛКР этот процесс замедляется. Нередко наблюдается забывчивость, затрудняется концентрация внимания на одном деле либо сложнее становится переключаться между несколькими задачами.

Если такое наблюдается с возрастом, то это считается естественным. Однако, если индивид все чаще замечает за собой подобное поведение, значит, процесс протекает слишком быстро. Современная диагностика выявит первопричину ЛКР, а именно связь с патологиями или нездоровым образом жизни (стресс, физическое и нервное перенапряжение).

Умеренной когнитивной дисфункцией называют нарушения, которые нехарактерны для данной возрастной нормы, но и не достигли состояния деменции (синдрома деградации памяти). Иными словами, умеренное когнитивное расстройство находится в промежутке между старением и деменцией.

К ее симптомам относят:

  • Ухудшение памяти, снижение внимания, затруднения в усвоении новой информации, что является очевидным для индивида и его окружающих;
Виды нарушений по степени сложности

Когнитивные нарушения допустимы для людей в преклонном возрасте

  • Сохранение самостоятельности, т. е. нарушение не влияет на повседневную бытовую деятельность;
  • Жалобы на постоянную усталость, в т. ч. от умственных нагрузок;
  • Органические изменения, т. е. заболевания мозга, сосудистой системы и т. д.

Кроме того, при диагностике после нейропсихологических тестов наблюдаются пониженные результаты с учетом возрастной группы, а также отсутствие делирия и деменции.

В большинстве случаев идет ослабление памяти, реже нарушаются речь, внимание и мышление. При умеренном когнитивном расстройстве данная симптоматика проходит в совокупности.

На сегодняшний день этот недуг называют синдромом в силу того, что внешние его проявления вызваны множеством причин (возраст, нарушенный обмен веществ, сосудистые заболевания). При первых сигналах его наличия требуется пройти ряд испытаний: клинических, лабораторных и инструментальных. Выявив первопричину умеренного когнитивного расстройства, можно быстрее определить способы, как его лечить.

Тяжелая форма

Тяжелая форма когнитивных нарушений носит название деменции (код Международной Классификации Болезней – F00-F03) – это выраженное поражение головного мозга. Также это явление зовется слабоумием. Оно имеет прогрессирующий или хронический характер. Симптоматика описывается как нарушение высших корковых функций, отвечающих за понимание, усвоение новой информации, память, мышление, счет, ориентацию и речь.

Виды нарушений по степени сложности

Чтобы назвать подобное явление деменцией, симптоматика должна быть ярко выражена. Человек с деменцией страдает из-за невозможности адекватно работать и даже вести домашние дела. Деменция возникает на фоне таких причин, как:

  • Заболевания нервной системы (Альцгеймер, Паркинсон и др.);
  • Нарушение кровообращения головного мозга (инсульт и др.);
  • Нарушение обмена веществ (заболевание щитовидной железы и др.);
  • Отравления (солями металлов, медикаментами);
  • Инфекции головного мозга (ВИЧ и др.);
  • Рассеянный склероз;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологические заболевания головного мозга;
  • Ликвородинамические нарушения;
  • Алкоголизм.
Читайте также:  Имидж-терапия: смена имиджа как смена социальной роли

Тяжелые когнитивные расстройства возникают из-за разных заболеваний

Причины возникновения

Все причины возникновения синдрома когнитивных нарушений можно разделить на две большие группы.

  1. Функциональные. В этих случаях непосредственное поражение мозга исключено. Спровоцировать такое состояние могут банальные стрессы, переутомление, избыток отрицательных эмоций. От такого состояния не застрахован никто, оно может встречаться у детей, подростков, молодежи, людей старшего возраста. Особой опасности такие сбои не представляют, часто достаточно убрать причину, как все становится на свои места. В особых случаях все-таки бывает необходимость в приеме легких медикаментов.
  2. Органические. Такие нарушения всегда имеют одну причину – поражение головного мозга. Список болезней, которые могут привести к такому состоянию, обширен. Сюда относят многие заболевания головного мозга – инсульт, атеросклероз, патологическое высокое давление, онкологию, рассеянный склероз. Также в группе риска находятся лица, злоупотребляющими лекарственными средствами, алкоголем, наркотиками. Спровоцировать нарушения могут также травмы головы, сахарный диабет, печеночная и почечная недостаточность, гипотериоз, болезни Паркинсона и Альцгеймера. Эти болезни чаще всего встречаются у пожилых людей. Но стоит заметить, что адекватное и своевременно начатое лечение даже в таких серьезных случаях помогает добиться заметной ремиссии.
Причины возникновения

Когнитивные нарушения у детей появляются по другим причинам. Это могут быть перенесенные травмы во время рождения, гиповитаминоз, гипоксия, внутриутробная инфекция.

Медик онлайн - медицинский интернет журнал