Известно что от 15 до 40% учеников испытывают различные трудности в обучении. Раньше считалось, что основная причина плохих оценок – это проблема неблагоприятной социальной среды. Но последнее время все чаще картина выглядит иначе: ребенок из благополучной семьи становится аутсайдером в школе.
Несформированность психических функций
Нейропсихологи условно разделяют мозг человека на три блока.
- Первый
отвечает за энергоснабжение, необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга.
- Второй
обеспечивает получение, переработку и хранение информации — это блок памяти, восприятия предметов и пространства.
- Третий
обеспечивает программирование движений и действий, и самоконтроль.
Если увидели, что ребенок быстро утомляется при исполнении домашних заданий, учитель жалуется, что на уроке он зевает, вертится и мешает другим детям, воспринимает малую часть информации, то можно предположить, что у ребенка проблемы с развитием первого блока мозга. То есть, мозгу не хватает энергии.

Если у малыша проблемы с вниманием, плохой почерк, он часто ошибается при устном счете, плохо запоминает и ему сложно учить наизусть, то, скорей всего, пострадал второй блок мозга.
Проблему развития третьего блока можно предположить когда:
- Школьник не может или не хочет контролировать свое поведение на уроках и переменах;
- встает во время уроков;
- выкрикивает ответы;
- забывает или теряет вещи в школе;
- не может действовать по правилах.
- Пишет с глупыми ошибками.
Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость
Прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, важно понять, почему ребенок двоечник .
Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:
- Внутренние.
- Внешние.
Разберем каждую из них подробнее.

Внутренние причины неуспеваемости
Способность к обучению во многом определяется особенностями работы мозга и типом нервной системы . Важно исключить задержку в психическом развитии, что делается при помощи консультаций врачей и психологов.
Типов нервной системы выделено четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерики часто гиперактивные личности, которым сложно усидеть на одном месте. Они очень любопытны, а при необходимости совершать однообразные действия, теряют к ним интерес.
Сангвиники жизнерадостны и любопытны, любят получать знания. Флегматики вдумчивы, размерены, долго включаются в деятельность, но доводят дело до конца. Самый слабый тип нервной системы – меланхолики, они быстро устают и наиболее пессимистично настроены к окружающему миру. Родителям и учителям следует обращать внимание на тип нервной системы и тот способ обучения, который наиболее эффективен для конкретного ребенка.
Из внутренних причин также можно назвать лень и отсутствие силы воли . Ребенок не может заставить себя выполнять домашние задания и слушать урок учителя.
Сниженный уровень внимательности также является одной из причин неуспеваемости. Страдать этим могут как гиперактивные дети, так и школьники со слабой нервной системой.
Сниженная самооценка – еще одна причина . Появлению ее способствуют различные факторы, в том числе и неправильное воспитание. Ребенок уверен, что он не способен хорошо учиться, поэтому перестает прилагать усилия.

Внешние причины неуспеваемости
Внешние причины, как правило, связаны с социальными факторами. Дети могут чувствовать себя дискомфортно в школе . Это может быть связано с отношением к нему учителя или других учеников. Если успеваемость резко снизилась при переходе в новую школу, то следует поискать причину здесь. В некоторых случаях ребенок двоечник только по одному предмету, тогда как по другим оценки хорошие. Причина может крыться и в учителе, возможно, у него завышенные требования или школьник просто не понимает объяснений преподавателя.
Оценивая успеваемость, важно обратить внимание и на домашнюю обстановку . Насколько семья благоприятна, нет ли конфликтов внутри нее. Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся . Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься.
Оценки и социум.
Оценка, которую ставят в классный/электронный журнал, говорит не только об успеваемости ученика. Она может присвоить школьнику определенный статус или ярлык. Одни дети будут считаться успешными и хорошими. В то время как другие дети будут слыть двоечниками с трудными характерами. Все это в комплексе может оказывать огромное влияние на их психологическое состояние, на межличностные отношения и на самооценку. Очень важно знать, что плохие оценки формируют у ребёнка чувство страха, застенчивость и неуверенность в себе. К тому же, мнение одноклассников о друг о друге зачастую складывается от оценки учителя. Как правило, это происходит с самых первых дней пребывания в школе. В этом возрасте для детей имеет важнейшее значение мнение взрослого человека. У младших школьников складывается четкое убеждение, что если сверстник не успевает за школьной программой, то он не достоин уважения и его дружбы. И что начинают делать дети, к которым понижено внимание социума? Конечно же они пытаются всячески самоутвердиться. Такие ученики начинают плохо себя вести на уроках, не обращают внимание на учебу и теряют свой интерес к авторитету учителя.

Вторичная выгода наказаний
Иногда через наказания и негативные высказывания в свой адрес ребенок удовлетворяет потребность в любви и внимании родителей. Это так называемая вторичная выгода. А бывает, что плохая учеба школьника является вторичной выгодой не только для него, но и для всей семьи в целом.
Вот несколько примеров вторичной выгоды в данном случае:
- Стоит ли делать трагедию из-за плохих …
- Психолог для родителей — МОУ «Школа …
- Боязнь плохих оценок: как исправить?
- Опять двойка: что делать маме | 74.ru …
- Психолог для родителей — МОУ «Школа …
- Обучение детей скинули на родителей, а …
- Agu. Сайт для родителей …
- Calaméo — Памятка родителям от детей
- Большинство теорий воспитания — это …
- 10 причин, почему ребенок не хочет в школу
-
Меня видят и замечают, я интересен и значим. Если ребенок чувствует безразличие к себе, то двойка из школы — это порой единственная возможность убедиться в том, что папа с мамой про него вообще помнят.
-
Я самый главный в семье. Ребенок настолько привык получать внимание через плохие оценки, что начинает этим пользоваться и злоупотреблять. И вот уже он знает, когда и в какой момент «нечаянно» провалить контрольную, чтобы внимание семьи было ему обеспечено.
-
Объединение семьи. Обычная картина — папа сидит за компьютером, мама в своем телефоне. И пусть даже они и не проводят время в соцсетях, а работают, но каждый член семьи занят исключительно собой. А тут ребенок с очередной двойкой! Все дела забрасываются ради очередного вечера воспитательной беседы.
-
Средство «совместного досуга» семьи. В какой-то мере плохая учеба может «развлекать» домашних. Нужно же позвонить учителю, разобраться, в чем там дело и чем на этот раз на уроке был занят ребенок. Порой к семейному совету подключаются и бабушка с дедушкой. И вот уже вся семья пьет на кухне чай с печеньем и думает, что же делать дальше…
Какие действия взрослых только усугубят ситуацию
Стоит помнить о том, какое поведение родителей считается недопустимым:

- Применение физических наказаний. Правильное воспитание не предполагает использование насилия. Доказанным считается тот факт, что шлепки и ремень — неэффективные приемы в стремлении добиться хорошей учебы. Они возымеют противоположный эффект
- Моральное унижение. Ругая школьника, называя его дурнем и неудачником, давая обидные прозвища, взрослые не добьются положительных отметок. Это лишь снизит детскую самооценку и будет способствовать развитию множества комплексов.
- Угрозы и сравнения с более успешными сверстниками. Такие действия лишь еще больше отобьют интерес к учебе.
Кроме того, нельзя делать домашнее задание за ребенка. Правильнее будет позаниматься с ним совместно, сделать усердным и внимательным, научить мыслить логически, давать подсказки, а не лишать самостоятельности.

Таким образом, если чадо скрывает свои неудовлетворительные оценки, то родителям важно научить его доверию. Когда реакция взрослых на двойки станет адекватной, то школьнику не придется ничего скрывать.
А для того, чтобы повысить успеваемость ребенка, следует прислушаться к вышеперечисленным рекомендациям. Любовь и взаимное уважение ведут к успеху, неправомерное же наказание лишь разрушает гармонию в семье.

Возможно вам также понравится: Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года Как научить ребенка работать в команде? Как научить ребенка правильно писать в тетради и отступать линейки клетки Как объяснить ребенку дроби: 3-4 класс. С чего начать? Как помочь ребенку, если его обижают в классе Школьный ранец или рюкзак — какой выбрать? Ортопедический рюкзак или обычный — какой выбрать? Как писать объяснительную в школу в 2019 году от родителей образец Что подарить девочке на Новый год 12-13 лет Как начинается подростковый возраст у девочек