Плохие школьные оценки: ругать ребенка или утешать?

Известно что от 15 до 40% учеников испытывают различные трудности в обучении. Раньше считалось, что основная причина плохих оценок – это проблема неблагоприятной социальной среды. Но последнее время все чаще картина выглядит иначе: ребенок из благополучной семьи становится аутсайдером в школе.

Несформированность психических функций

Нейропсихологи условно разделяют мозг человека на три блока.

  • Первый

    отвечает за энергоснабжение, необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга.

  • Второй

    обеспечивает получение, переработку и хранение информации — это блок памяти, восприятия предметов и пространства.

  • Третий

    обеспечивает программирование движений и действий, и самоконтроль.

Если увидели, что ребенок быстро утомляется при исполнении домашних заданий, учитель жалуется, что на уроке он зевает, вертится и мешает другим детям, воспринимает малую часть информации, то можно предположить, что у ребенка проблемы с развитием первого блока мозга. То есть, мозгу не хватает энергии.

Несформированность психических функций

Если у малыша проблемы с вниманием, плохой почерк, он часто ошибается при устном счете, плохо запоминает и ему сложно учить наизусть, то, скорей всего, пострадал второй блок мозга.

Проблему развития третьего блока можно предположить когда:

  • Школьник не может или не хочет контролировать свое поведение на уроках и переменах;
  • встает во время уроков;
  • выкрикивает ответы;
  • забывает или теряет вещи в школе;
  • не может действовать по правилах.
  • Пишет с глупыми ошибками.

Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость

Прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, важно понять, почему ребенок двоечник .

Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:

  • Внутренние.
  • Внешние.

Разберем каждую из них подробнее.

Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость

Внутренние причины неуспеваемости

Способность к обучению во многом определяется особенностями работы мозга и типом нервной системы . Важно исключить задержку в психическом развитии, что делается при помощи консультаций врачей и психологов.

Типов нервной системы выделено четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерики часто гиперактивные личности, которым сложно усидеть на одном месте. Они очень любопытны, а при необходимости совершать однообразные действия, теряют к ним интерес.

Сангвиники жизнерадостны и любопытны, любят получать знания. Флегматики вдумчивы, размерены, долго включаются в деятельность, но доводят дело до конца. Самый слабый тип нервной системы – меланхолики, они быстро устают и наиболее пессимистично настроены к окружающему миру. Родителям и учителям следует обращать внимание на тип нервной системы и тот способ обучения, который наиболее эффективен для конкретного ребенка.

Из внутренних причин также можно назвать лень и отсутствие силы воли . Ребенок не может заставить себя выполнять домашние задания и слушать урок учителя.

Сниженный уровень внимательности также является одной из причин неуспеваемости. Страдать этим могут как гиперактивные дети, так и школьники со слабой нервной системой.

Сниженная самооценка – еще одна причина . Появлению ее способствуют различные факторы, в том числе и неправильное воспитание. Ребенок уверен, что он не способен хорошо учиться, поэтому перестает прилагать усилия.

Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость

Внешние причины неуспеваемости

Внешние причины, как правило, связаны с социальными факторами. Дети могут чувствовать себя дискомфортно в школе . Это может быть связано с отношением к нему учителя или других учеников. Если успеваемость резко снизилась при переходе в новую школу, то следует поискать причину здесь. В некоторых случаях ребенок двоечник только по одному предмету, тогда как по другим оценки хорошие. Причина может крыться и в учителе, возможно, у него завышенные требования или школьник просто не понимает объяснений преподавателя.

Оценивая успеваемость, важно обратить внимание и на домашнюю обстановку . Насколько семья благоприятна, нет ли конфликтов внутри нее. Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся . Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься.

Оценки и социум.

Оценка, которую ставят в классный/электронный журнал, говорит не только об успеваемости ученика. Она может присвоить школьнику определенный статус или ярлык. Одни дети будут считаться успешными и хорошими. В то время как другие дети будут слыть двоечниками с трудными характерами. Все это в комплексе может оказывать огромное влияние на их психологическое состояние, на межличностные отношения и на самооценку. Очень важно знать, что плохие оценки формируют у ребёнка чувство страха, застенчивость и неуверенность в себе. К тому же, мнение одноклассников о друг о друге зачастую складывается от оценки учителя. Как правило, это происходит с самых первых дней пребывания в школе. В этом возрасте для детей имеет важнейшее значение мнение взрослого человека. У младших школьников складывается четкое убеждение, что если сверстник не успевает за школьной программой, то он не достоин уважения и его дружбы. И что начинают делать дети, к которым понижено внимание социума? Конечно же они пытаются всячески самоутвердиться. Такие ученики начинают плохо себя вести на уроках, не обращают внимание на учебу и теряют свой интерес к авторитету учителя.

Оценки и социум.

Вторичная выгода наказаний

Иногда через наказания и негативные высказывания в свой адрес ребенок удовлетворяет потребность в любви и внимании родителей. Это так называемая вторичная выгода. А бывает, что плохая учеба школьника является вторичной выгодой не только для него, но и для всей семьи в целом.

Вот несколько примеров вторичной выгоды в данном случае:

  1. Меня видят и замечают, я интересен и значим. Если ребенок чувствует безразличие к себе, то двойка из школы — это порой единственная возможность убедиться в том, что папа с мамой про него вообще помнят.

  2. Я самый главный в семье. Ребенок настолько привык получать внимание через плохие оценки, что начинает этим пользоваться и злоупотреблять. И вот уже он знает, когда и в какой момент «нечаянно» провалить контрольную, чтобы внимание семьи было ему обеспечено.

  3. Объединение семьи. Обычная картина — папа сидит за компьютером, мама в своем телефоне. И пусть даже они и не проводят время в соцсетях, а работают, но каждый член семьи занят исключительно собой. А тут ребенок с очередной двойкой! Все дела забрасываются ради очередного вечера воспитательной беседы.

  4. Средство «совместного досуга» семьи. В какой-то мере плохая учеба может «развлекать» домашних. Нужно же позвонить учителю, разобраться, в чем там дело и чем на этот раз на уроке был занят ребенок. Порой к семейному совету подключаются и бабушка с дедушкой. И вот уже вся семья пьет на кухне чай с печеньем и думает, что же делать дальше…

Какие действия взрослых только усугубят ситуацию

Стоит помнить о том, какое поведение родителей считается недопустимым:

Какие действия взрослых только усугубят ситуацию
  1. Применение физических наказаний. Правильное воспитание не предполагает использование насилия. Доказанным считается тот факт, что шлепки и ремень — неэффективные приемы в стремлении добиться хорошей учебы. Они возымеют противоположный эффект
  2. Моральное унижение. Ругая школьника, называя его дурнем и неудачником, давая обидные прозвища, взрослые не добьются положительных отметок. Это лишь снизит детскую самооценку и будет способствовать развитию множества комплексов.
  3. Угрозы и сравнения с более успешными сверстниками. Такие действия лишь еще больше отобьют интерес к учебе.

Кроме того, нельзя делать домашнее задание за ребенка. Правильнее будет позаниматься с ним совместно, сделать усердным и внимательным, научить мыслить логически, давать подсказки, а не лишать самостоятельности.

Какие действия взрослых только усугубят ситуацию

Таким образом, если чадо скрывает свои неудовлетворительные оценки, то родителям важно научить его доверию. Когда реакция взрослых на двойки станет адекватной, то школьнику не придется ничего скрывать.

А для того, чтобы повысить успеваемость ребенка, следует прислушаться к вышеперечисленным рекомендациям. Любовь и взаимное уважение ведут к успеху, неправомерное же наказание лишь разрушает гармонию в семье.

Какие действия взрослых только усугубят ситуацию

Возможно вам также понравится: Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года Как научить ребенка работать в команде? Как научить ребенка правильно писать в тетради и отступать линейки клетки Как объяснить ребенку дроби: 3-4 класс. С чего начать? Как помочь ребенку, если его обижают в классе Школьный ранец или рюкзак — какой выбрать? Ортопедический рюкзак или обычный — какой выбрать? Как писать объяснительную в школу в 2019 году от родителей образец Что подарить девочке на Новый год 12-13 лет Как начинается подростковый возраст у девочек

Читайте также:  Ответственность за принуждение сотрудника к увольнению
Медик онлайн - медицинский интернет журнал