Признаки и лечение дефицита внимания у детей

СДВГ является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Немного истории

Одним из наиболее ранних клинических упоминаний о ребенке с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается описание, сделанное в 1798 году шотландским врачом сэром Александром Кричтоном. Описанный феномен он назвал “психическая неугомонность”. В 1845 году немецкий врач-психоневролог и поэт Генрих Хоффман в стихах охарактеризовал чрезвычайно подвижного ребенка, которого он назвал «Непоседа Фил». В 1902 году английский педиатр Георг Стил опубликовал серию лекций, в которых описал группу импульсивных детей с выраженными проблемами в поведении, не связанными с дурным воспитанием. Этот феномен он назвал «патологическое расстройство морального контроля». Считается, что его описание во многом соответствует сегодняшнему пониманию симптомов СДВГ.

В 1922 было выдвинуто предположение, что отклонения в поведении, могут являться результатом повреждения центральной нервной системы. Эта гипотеза была связана с наблюдениями за измененным поведением детей, перенесших энцефалит. В 1952-м году появился диагноз «минимальная мозговая дисфункция», который стали применять для обозначения тех расстройств в поведении и обучении, которые сопровождались стертой неврологической симптоматикой, но не соответствовали ни одному из известных в ту пору синдромов. Позже терминология неоднократно пересматривалась, и с 1994 года практически во всем мире используется термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». 

Самое главное – понять, что СДВГ это не индивидуальная особенность развития, а заболевание, проявляющееся в нарушении регуляции поведения и деятельности и разных составляющих внимания (концентрации, поддержания, переключения, распределения). Этот диагноз представлен в различных медицинских руководствах. Существуют достаточно четкие и жесткие критерии, которым должно соответствовать поведение ребенка для того, чтобы врач (и только врач) мог ему поставить диагноз СДВГ. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у детей

Если вы наберете в любом поисковике Интернета фразу «синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей лечение», то вы получите массу статей, описывающих данный недуг, его симптомы, признаки, диагностику.

Но ни одна из них не даст вам четкого ответа на вопрос: «Как лечить СДВГ?». А эта статья даст! И это вовсе не преувеличение. 

Но начнем все же с описания указанного заболевания. Итак, что же такое СДВГ или СГДВ? 

Это расстройство неврологического характера и аутического спектра, при котором человеку свойственно определенное поведение

рассеянность гиперактивность неуправляемая импульсивность

Болезнь СДВГ начинает проявляться в детском возрасте, однако многие родители таких детей даже не считают нужным принимать какие-либо меры в связи с этим. Они списывают неуправляемость и непослушание на особенности характера: «Ну в кого только ты у нас такой?!». А окружающие считают поведение таких детей банальной невоспитанностью.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у детей

Статистика утверждает, что около 6% школьников попадают под определение гиперактивных детей с дефицитом внимания. При этом считается, что большинство из них с возрастом просто «перерастет» такое асоциальное поведение.

Меж тем, споры вокруг этого явления не утихают вот уже почти полвека.

Читайте также:  О простом и сложном выборе подарков для детей

Ряд ученых, исследователей, врачей вообще сомневается в существовании такой болезни

Другие же специалисты по детским недугам полагают, что СДВГ – очень даже реальная проблема, вызванная генетическими сбоями в организме, а также некоторыми внешними факторами

Видео

В этом сюжете изложено одно из мнений исследователей про

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Виды СДВГ

СДВГ делится на три вида:

1. Преобладающая гиперактивность с незначительным отвлечением внимания. В основном ей подвержены мальчики. Они не отличаются усидчивостью, преобладает беспокойство и раздражительность.

2. Слишком много дефицита внимания, при этом гиперактивность и чрезмерная импульсивность проявляют себя только в легкой форме. Такой тип характерен больше для девочек. Им очень трудно сосредоточиться на чем-то, слушать других людей, выполнять здания. Внимание отвлекается на внешние раздражители.

Виды СДВГ

3. Смешанный вид синдрома, когда в одинаковой пропорции проявляется гиперактивность и недостаток внимания. Такого ребенка невозможно причислить только к одной из перечисленных выше категорий. СДВГ сильно отражается на качестве жизни в целом так как появляются большие проблемы с учебой, освоением нового материала, учебой, выполнением работ.

Синдром негативно отражается как на умственном, так и на физ-развитии. СДВГ – это нарушение функционирования ЦНС и мозга. Патология чаще диагностируется у мальчиков. У них это выражается в виде непослушания и агрессивности, а у девочек – в невнимательности.

Причины и факторы развития

Выделяют несколько причин развития синдрома гиперактивности с дефицитом внимания:

Причины и факторы развития
  1. Внутриутробные патологии развития нервной трубки плода – когда мать во время беременности часто испытывает стресс, курит и злоупотребляет алкоголем, развитие нервной системы под угрозой.
  2. Накопление в организме токсических веществ, которые приводят к незначительной интоксикации, что чревато патологиями нервной системы.
  3. Травмы черепа и позвоночника в раннем возрасте, что приводит к сотрясению нервных окончаний, которые в дальнейшем не способны полноценно передавать информацию о происходящем.
  4. Сложная ситуация в семье, где все ее члены общаются на повышенных тонах, не уважают друг друга и открыто проявляют агрессию.
  5. Частое употребление в пищу генномодифицированных продуктов и пищевых добавок искусственного происхождения.
Причины и факторы развития

В последнее время воспитание детей происходит в двух крайностях: либо родители уже с 2-3 лет заваливают ребенка кучей секций и репетиторов, заставляя воспринимать огромные объемы (на самом деле ненужной в этом возрасте) информации, либо предоставляют ребенка себе самому, лишая контроля.

Причины и факторы развития

И первая, и вторая ситуации одинаково опасны. Важно выделить ту золотую середину, где ребенок будет воспринимать мир и информацию по мере взросления, а не по мере ее предоставления взрослыми.

Причины и факторы развития

В группу риска по развитию СДВГ попадают те дети, которые:

Причины и факторы развития
  • живут в неполноценных семьях, а родители склонны вести аморальный образ жизни;
  • родители которых берутся за воспитание буквально с пеленок, за каждую детскую шалость жестоко наказывая;
  • отсутствует режим дня и ребенок живет по своим правилам, под которые подстраиваются все члены семьи;
  • испытывают повышенные нагрузки, которые в результате не приносят желаемых результатов.
Читайте также:  Аналоги Ноопепта: список дешевых и эффективных препаратов

Не стоит думать, что дети с СДВГ есть только в неполноценных семьях. В полнее нормальной семье, где соблюдаются все нормы и правила морали, ребенок может страдать от гиперактивности.

Дело в том, что этот синдром может передаваться по наследству, но активизируется он только в том случае, когда складываются для этого подходящие условия.

Формы и виды

В медицинской практике различают два вида СДВ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром дефицита внимания без гиперактивности. Первый вариант патологии является более распространенным.

Симптоматика данных видов синдрома отличается в незначительной степени, но их сочетание играет важную роль при определении курса лечения для ребенка.

Формы СДВ:

  • невнимательность (патология связана с проявлением симптоматики нарушения внимательности ребенка, но симптомы синдрома гиперактивности при этом не присутствуют);
  • импульсивность и гиперактивность (ребенок склонен к чрезмерной активности, возбудимости и вспыльчивости);
  • смешанная форма (заболевание сочетает в себе симптоматику двух других форм синдрома).

Факторы, вызывающие возникновение СДВГ

Точно назвать причину возникновения СДВГ невозможно. Врачи сходятся во мнении что проявление симптомов обусловлены совокупностью ряда факторов:

  • Наследственность. СДВГ может передаваться на генетическом уровне.

Согласно статистике, у трети отцов, страдающих от СДВГ в детстве, дитя также перенимает его признаки. А если оба родителя были подвержены заболеванию, шанс обнаружения этого расстройства у ребенка увеличивается.

  • Преждевременные роды. У недоношенных детей вероятность возникновения СВДГ выше.
  • Кислородная недостаточность у плода. Микротравмы, вызванные кислородным голоданием, могут стать причиной возникновение симптомов.
  • Угроза выкидыша.
  • Осложнения во время родов, которые могут привести к внутреннему кровоизлиянию мозга или к травме позвоночника у плода.
  • Инфекционные заболевания или травма головного мозга у детей.
  • Астма, диабет, проблемы с жизнедеятельностью сердца и другие факторы, приводящие к нарушению работы мозга.
  • Курение и чрезмерное потребления алкоголя, стрессовое состояние будущей матери в период беременности.
  • Сложная обстановка в семье. Частые ссоры родителей и крики могут только усугубить симптомы у ребенка.
  • Неправильное воспитание. Чрезмерная строгость к ребенку со стороны родителей. Или, наоборот, излишняя вседозволенность.
  • Недостаток витаминов и минералов в рационе.
  • Отравление свинцом или другими токсинами в раннем детстве
Читайте также:  Восемь советов как жить счастливой жизнью

Наличие нескольких из этих факторов увеличивает риск развития этого психологического расстройства у ребенка.

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ у детей имеет определенные методы, направленные на возрождение расстроенных функций нервной системы и их адаптацию в социуме. Поэтому терапия является многофакторной и включает диету, немедикаментозное лечение и лекарственную терапию.

В первый черед следует заняться нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. Поэтому предпочтение в ежедневном рационе нужно отдавать натуральным продуктам. Из режима питания следует исключить молочные продукты и яйца, свинину, консервированную и содержащую красители пищу, рафинированный сахар, цитрусовые фрукты и шоколад.

Немедикаментозное лечение СДВГ у детей подразумевает видоизменение поведения, психотерапевтические практики, педагогическое и нейропсихологическое коррекционное воздействие. Малышам предлагается облегченный режим обучения, то есть уменьшается количественный состав учебного класса и уменьшается продолжительность занятий. Детям рекомендуется сидеть за первыми партами для возможности концентрации внимания. С родителями также необходимо провести работу, чтобы они научились относиться к поведению собственных чад с терпением. Родителям необходимо объяснить необходимость контроля с их стороны над соблюдением дневного режима гиперактивными детьми, обеспечения малышей возможностью расходовать излишнюю энергию при помощи физических упражнений или длительных прогулок. В процессе выполнения детьми задач необходимо свести к минимуму утомление. Так как гиперактивных малышей отличает повышенная возбудимость, то рекомендуется их частично изолировать от взаимодействия в больших компаниях. Также их партнеры по игре должны обладать выдержкой и иметь спокойный характер.

Немедикаментозное лечение охватывает и использование некоторых психотерапевтических методик, так например, коррекция СДВГ возможна с помощью ролевых игр или арт-терапии.

Коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов. Широко применяются психостимуляторы, ноотропы, трициклические антидепрессанты и транквилизаторы.

Кроме этого работа с детьми с СДВГ должна быть целенаправленна на разрешение нескольких задач: проведение комплексной диагностики, нормализацию семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки у малышей, выработку послушания у детей, обучение их уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю над собственными эмоциями.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии СДВГ обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Гиперактивный ребенок: что делать?

Какого ребенка называют гиперактивным;

Причины и классификация синдрома гиперактивности;

Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симтомов;

Практические советы родителям гиперактивного ребенка.

Дети – это наше продолжение, «цветы жизни», отражение нас самих. Они такие разные и каждый ребенок по-своему особенный. Кто-то – тихий и спокойный, а кто-то – активный и очень подвижный.

Именно о гиперактивных детях, неусидчивость которых выходит за пределы психологической нормы, пойдет речь в данной статье.

Медик онлайн - медицинский интернет журнал