Отвечая на вопрос, что такое самооценка, и как определяется уровень самооценки, следует обратиться к определениям психологии и способам работы над собственными суждениями о себе.
Самооценка личности
- Низкая самооценка
- Высокая самооценка
- Нормальная самооценка
- Заключение
Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности. На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.
3 типа самооценки в психологии
Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.
- Самооценка — что это такое: понятие …
- Самооценка – что это такое: понятие …
- Самооценка: понятие, структура, виды и …
- Ее структура и проявления
- 20. Самооценка и уровень притязаний …
- Влияние детско-родительских отношений …
- Самооценка — что это такое: понятие …
- Я-концепция у подростков — Docsity
- курсовая — самооценка
- Психологический тест на самооценку …
Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны. Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать. Над ней можно работать.
Высокая самооценка
О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя. Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу». В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.
Структура самооценки
В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:
- Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
- Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.
Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.
Формирование адекватной самооценки из заниженной
«Знай себе цену и не продавай себя дешевле, чем ты того стоишь, иначе превратишься в уцененный товар.» Эстонская писательница и психолог Лууле Виилма
Не проявляешь ли ты чрезмерную осторожность, нерешительность и скромность? Может пора стать более уверенным, смелым и решительным? Робость и неуверенность порождает еще больше проблем, чем было до этого.
Не слишком ли ты к себе требователен, страдая перфекционизмом? Может ты предъявляешь к себе повышенные требования, виня себя за малую оплошность или неудачу? Прекращай это самоистязание.
Страдая низкой самооценкой, не пытаешься ли доказать свою крутизну в ущерб себе? Совершаешь ошибки и странные поступки, пытаясь самоутвердиться? Показываешь свою крутизну в социальных сетях и в жизни, покупая предметы для понтов.
Насколько ты контролируешь свою жизнь? Не пытаешь ли перекладывать всю ответственность за все происходящее на других людей и обстоятельства? Легко винить кризис, людей и правительство. Пора принять тот факт, что только ты можешь изменить свою жизнь. Только от тебя зависят перемены.

Найди способ реализовать себя в жизни. Ставь цели и мечты, а затем достигай их. Отмечай каждую свою победу и достижения. Ты не так уже плох. Ты хорош, просто не веришь себе до конца. Ты гораздо лучше, умнее и сильнее, чем думаешь.
Формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором успешной жизни. Только адекватная самооценка помогает полностью раскрыться, достичь своих целей и стать счастливыми.
Присоединяйся! С нами не скучно: Телеграм, Facebook, ОК, ВКонтакте
Темы: самооценка
Функции самооценки
Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции | Описание |
---|---|
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |
Заниженная
Психология именует такое качество неадекватным, так как оно порождает людей, относящихся критически не только к себе, но и к окружающим. С психологической точки зрения, это может перерасти в манию.
Если близкое окружение с детства доказывает ребенку, что он ни на что не способен, в нем зарождается неуверенность, занижающая это качество во всю оставшуюся жизнь.

В дальнейшем это грозит искаженным самосознанием, комплексами и нереализованностью. В большинстве случаев, такой человек не может справиться с проблемами, впадает в депрессивные состояния, превращается в наркомана или алкоголика.
Диагностика
Уровень самооценки можно диагностировать различными методами.
Методики для школьников младших классов
- Метод «Лесенка». При этом методе ребенку показывается нарисованная на листе бумаги лесенка, состоящая из 10 ступенек и говорится, что на нижних ступеньках находятся дети с посредственными способностями, а на верхних – самые хорошие, способные и умные. Далее ребенок должен выбрать ступеньку, которой соответствовал бы он сам. Результат оценивается следующим образом – 1-3 ступеньки – заниженная самооценка, 4-7 ступеньки – нормальная, средняя, 8-10 ступеньки – завышенная.
- Методика «Три оценки». Ученикам раздаются какие-либо письменные задания, не обязательно сложные, после чего их результаты выполненных ими работ оцениваются тремя оценками – отлично, нормально, низко. Объясняется, что их работы оценивали три разных учителя и затем ученики должны обвести ту оценку, с которой они согласны.
При этом оценивается также адекватность собственной оценки ученика, а также аргументация качества выполненной работы.
Как определить отношение ребенка к собственному «я»? Смотрите видео:
Вербальная
По этой методике диагностируемому предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся его самооценки, или же предлагаются высказывания, с которыми он может быть согласен, не согласен или в неполной мере согласен.
За каждый ответ присуждается определенный бал. В соответствии с разработанной шкалой определяется уровень самооценки.

Как избавиться от навязчивых мыслей? Ответ узнайте прямо сейчас.
Шкала депрессии Бека
В 1961 г. американским психологом А. Т. Беком был создан тест, в котором пациент выбирает наиболее приемлемые для себя утверждения.
Опросник был составлен на основе самых распространенных жалоб людей, страдающих депрессией и представляет собой 21 симптом угнетенного состояния.
Каждый пункт оценивается в баллах, сумма которых говорит об одном из 5 уровней депрессии.
О шкале Бека для самооценки и оценки тяжести депрессии:
График уровня тревожности Спилбергера-Ханина
Тест состоит из 40 вопросов, позволяющих определить уровень тревожности человека — склонность индивидуума воспринимать обширный спектр ситуаций, как угрожающие, опасные – так называемую личностную тревожность, и реактивную тревожность, характеризующуюся нервозностью и беспокойством. Шкала разделяется на две соответствующие части.
Тест Спилбергера-Ханина.
Методика Будасси
С помощью методики самооценки личности по Будасси можно определить уровень самооценки и ее адекватность.
Она основана на сопоставлении личности самой себя с определенным эталоном, по результатам которого производится завышение или понижение собственной самооценки.
Причем в представлении самого человека эти оценки выглядят достоверными вне зависимости от их объективности или субъективности. Испытываемому предлагаются для ранжирования 48 различных свойств личности – развязность, мечтательность, вдумчивость и т. п.
Метод оценивания может производиться двумя способами – при сопоставлении собственных представлений с реальными, а также сравнение личности с иными людьми.

Тест Будасси.
Метод оценки эмоциональных состояний
Данный метод разработан психологами из США Д. Риксом и А. Уэссманом. С ее помощью удобно определять эмоциональное состояние личности за какой-либо временной период и выявлять его изменения.
Формула
Психолог У. Джеймс вывел следующую формулу самооценки – она равна нашим реальным достижениям, деленным на наши притязания.
При этом наблюдается прямая зависимость нашей самооценки от достижений и обратная – от наших ожиданий.
Если наши успехи выше, чем наши ожидания, это свидетельствует о высокой самооценке. Если же мы достигли меньше того, к чему стремимся – это говорит о низкой самооценке.
Саморазвитие
Практически в любом городе можно найти психолога, который проводит мероприятия, семинары и тренинги, направленные на повышение самооценки и обучение уверенности в себе. Как показывает практика, уже за несколько месяцев робкий и нерешительный индивид становится волевой, целеустремленной и довольной собой личностью. Главное при этом — иметь желание изменений и первоначальный импульс.
- Понятие самооценки личности в …
- Что значит завышенная самооценка. Плюсы …
- Что такое самооценка кратко – понятие …
- 10 явных признаков, что у вас низкая …
- Что такое самооценка кратко – понятие …
- Черты личности и особенности актуальной …
- Развитие неадекватной самооценки …
- Влияние самооценки личности на …
- Самооценка и уровень притязаний младших …
- Самооценка. Понятие, виды и уровни …
Некоторым помогает прочтение хорошей мотивирующей литературы. Например, к такой можно отнести следующие книги: «Самооценка» Брайана Трейси, «Сколько вы стоите?» Шарон Вегшида-Крус, «Исцели свою жизнь» Луизы Хей, «Очарование женственности» Хелен Анделин.
Самооценка у детей с ограниченными возможностями
Особенным деткам важно понимать, что они нужны обществу, а не являются обузой. Восприятие зависит от отношения родителей. Одни относятся с трепетом и терпением к своему ребенку, а другие могут срываться на малыша из-за усталости. Постарайтесь найти такому малышу друзей по интересам. Ребенок, занимаясь любимым делом, поймет свою важность и ценность. А еще не забывайте напоминать ему о том, какой он молодец.
Справедливо будет поговорить с ребенком о том, что не все люди одинаковые, и в жизни бывают разные ситуации, но трудности даются для того, чтобы их преодолевать. Каждый день говорите малышу с ограниченными возможностями, какой он молодец.
Уровни самооценки личности
В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.
Существует три уровня самооценки личности:
- Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
- Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
- Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.
- Самооценка личности, ее влияние на …
- Психология журналистики. Диагностика …
- Семь шагов к стабильной самооценке …
- Самооценка спортсменов и ее коррекция …
- Адекватная и неадекватная самооценка …
- Самооценка и тренерская оценка …
- Самооценка личности, ее влияние на …
- Развитие самооценки на разных этапах …
- Дипломная работа: Особенности …
- Курсовая работа «Исследование …
Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.
Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.