Самооценка личности: типы самооценки в психологии

Отвечая на вопрос, что такое самооценка, и как определяется уровень самооценки, следует обратиться к определениям психологии и способам работы над собственными суждениями о себе.

Самооценка личности

    1. Низкая самооценка
    2. Высокая самооценка
    3. Нормальная самооценка
    4. Заключение

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности. На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

3 типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Низкая самооценка

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны. Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать. Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя. Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу». В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Читайте также:  Соматические заболевания. Что это такое, список болезней, профилактика

Формирование адекватной самооценки из заниженной

«Знай себе цену и не продавай себя дешевле, чем ты того стоишь, иначе превратишься в уцененный товар.» Эстонская писательница и психолог Лууле Виилма

Не проявляешь ли ты чрезмерную осторожность, нерешительность и скромность? Может пора стать более уверенным, смелым и решительным? Робость и неуверенность порождает еще больше проблем, чем было до этого.

Не слишком ли ты к себе требователен, страдая перфекционизмом? Может ты предъявляешь к себе повышенные требования, виня себя за малую оплошность или неудачу? Прекращай это самоистязание.

Страдая низкой самооценкой, не пытаешься ли доказать свою крутизну в ущерб себе? Совершаешь ошибки и странные поступки, пытаясь самоутвердиться? Показываешь свою крутизну в социальных сетях и в жизни, покупая предметы для понтов.

Насколько ты контролируешь свою жизнь? Не пытаешь ли перекладывать всю ответственность за все происходящее на других людей и обстоятельства? Легко винить кризис, людей и правительство. Пора принять тот факт, что только ты можешь изменить свою жизнь. Только от тебя зависят перемены.

Формирование адекватной самооценки из заниженной

Найди способ реализовать себя в жизни. Ставь цели и мечты, а затем достигай их. Отмечай каждую свою победу и достижения. Ты не так уже плох. Ты хорош, просто не веришь себе до конца. Ты гораздо лучше, умнее и сильнее, чем думаешь.

Формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором успешной жизни. Только адекватная самооценка помогает полностью раскрыться, достичь своих целей и стать счастливыми.

Присоединяйся! С нами не скучно: Телеграм, Facebook, ОК, ВКонтакте

Темы: самооценка

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции самооценки
Функции Описание
Стимулирующая Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнозная Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
Регулирующая Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
Эмоциональная Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
Защитная Формирует стабильность личности.
Контролирующая Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
Развивающая Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Заниженная

Психология именует такое качество неадекватным, так как оно порождает людей, относящихся критически не только к себе, но и к окружающим. С психологической точки зрения, это может перерасти в манию.

Если близкое окружение с детства доказывает ребенку, что он ни на что не способен, в нем зарождается неуверенность, занижающая это качество во всю оставшуюся жизнь.

Заниженная

В дальнейшем это грозит искаженным самосознанием, комплексами и нереализованностью. В большинстве случаев, такой человек не может справиться с проблемами, впадает в депрессивные состояния, превращается в наркомана или алкоголика.

Диагностика

Уровень самооценки можно диагностировать различными методами.

Методики для школьников младших классов

  1. Метод «Лесенка». При этом методе ребенку показывается нарисованная на листе бумаги лесенка, состоящая из 10 ступенек и говорится, что на нижних ступеньках находятся дети с посредственными способностями, а на верхних – самые хорошие, способные и умные. Далее ребенок должен выбрать ступеньку, которой соответствовал бы он сам. Результат оценивается следующим образом – 1-3 ступеньки – заниженная самооценка, 4-7 ступеньки – нормальная, средняя, 8-10 ступеньки – завышенная.
  2. Методика «Три оценки». Ученикам раздаются какие-либо письменные задания, не обязательно сложные, после чего их результаты выполненных ими работ оцениваются тремя оценками – отлично, нормально, низко. Объясняется, что их работы оценивали три разных учителя и затем ученики должны обвести ту оценку, с которой они согласны.

    При этом оценивается также адекватность собственной оценки ученика, а также аргументация качества выполненной работы.

Читайте также:  Агрессия: что это в психологии. Причины, виды, способы борьбы

Как определить отношение ребенка к собственному «я»? Смотрите видео:

Вербальная

По этой методике диагностируемому предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся его самооценки, или же предлагаются высказывания, с которыми он может быть согласен, не согласен или в неполной мере согласен.

За каждый ответ присуждается определенный бал. В соответствии с разработанной шкалой определяется уровень самооценки.

Диагностика

Как избавиться от навязчивых мыслей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Шкала депрессии Бека

В 1961 г. американским психологом А. Т. Беком был создан тест, в котором пациент выбирает наиболее приемлемые для себя утверждения.

Опросник был составлен на основе самых распространенных жалоб людей, страдающих депрессией и представляет собой 21 симптом угнетенного состояния.

Каждый пункт оценивается в баллах, сумма которых говорит об одном из 5 уровней депрессии.

О шкале Бека для самооценки и оценки тяжести депрессии:

График уровня тревожности Спилбергера-Ханина

Тест состоит из 40 вопросов, позволяющих определить уровень тревожности человека — склонность индивидуума воспринимать обширный спектр ситуаций, как угрожающие, опасные – так называемую личностную тревожность, и реактивную тревожность, характеризующуюся нервозностью и беспокойством. Шкала разделяется на две соответствующие части.

Тест Спилбергера-Ханина.

Методика Будасси

С помощью методики самооценки личности по Будасси можно определить уровень самооценки и ее адекватность.

Она основана на сопоставлении личности самой себя с определенным эталоном, по результатам которого производится завышение или понижение собственной самооценки.

Причем в представлении самого человека эти оценки выглядят достоверными вне зависимости от их объективности или субъективности. Испытываемому предлагаются для ранжирования 48 различных свойств личности – развязность, мечтательность, вдумчивость и т. п.

Метод оценивания может производиться двумя способами – при сопоставлении собственных представлений с реальными, а также сравнение личности с иными людьми.

Диагностика

Тест Будасси.

Метод оценки эмоциональных состояний

Данный метод разработан психологами из США Д. Риксом и А. Уэссманом. С ее помощью удобно определять эмоциональное состояние личности за какой-либо временной период и выявлять его изменения.

Формула

Психолог У. Джеймс вывел следующую формулу самооценки – она равна нашим реальным достижениям, деленным на наши притязания.

При этом наблюдается прямая зависимость нашей самооценки от достижений и обратная – от наших ожиданий.

Если наши успехи выше, чем наши ожидания, это свидетельствует о высокой самооценке. Если же мы достигли меньше того, к чему стремимся – это говорит о низкой самооценке.

Саморазвитие

Практически в любом городе можно найти психолога, который проводит мероприятия, семинары и тренинги, направленные на повышение самооценки и обучение уверенности в себе. Как показывает практика, уже за несколько месяцев робкий и нерешительный индивид становится волевой, целеустремленной и довольной собой личностью. Главное при этом — иметь желание изменений и первоначальный импульс.

Некоторым помогает прочтение хорошей мотивирующей литературы. Например, к такой можно отнести следующие книги: «Самооценка» Брайана Трейси, «Сколько вы стоите?» Шарон Вегшида-Крус, «Исцели свою жизнь» Луизы Хей, «Очарование женственности» Хелен Анделин.

Самооценка у детей с ограниченными возможностями

Особенным деткам важно понимать, что они нужны обществу, а не являются обузой. Восприятие зависит от отношения родителей. Одни относятся с трепетом и терпением к своему ребенку, а другие могут срываться на малыша из-за усталости. Постарайтесь найти такому малышу друзей по интересам. Ребенок, занимаясь любимым делом, поймет свою важность и ценность. А еще не забывайте напоминать ему о том, какой он молодец.

Справедливо будет поговорить с ребенком о том, что не все люди одинаковые, и в жизни бывают разные ситуации, но трудности даются для того, чтобы их преодолевать. Каждый день говорите малышу с ограниченными возможностями, какой он молодец.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.

Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.

Медик онлайн - медицинский интернет журнал